Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков. Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать? Советы по проведению артикуляционной гимнастики — это важно знать и выполнять

логопедические упражнения. К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки

К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов:

1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук в начале, середине, конце слова, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.

3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием. Добиться результатов вы сможете только при условии положительных эмоций ребенка.

Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.

«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).

4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).

Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!

6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.

7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.

8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.

9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.

Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.

Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».

Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.

Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ, сказку.

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.

Это будет тоже интересно

Мама играет или поет мелодию, сосредотачивая на ней внимание ребенка. Затем она перемещается в другое место и вновь исполняет ту же мелодию, следя за реакцией малыша.

Ориентация тела (подготовка к вертикальному положению)

Мама поет звуки в восходящем движении, одновременно придавая малышу вертикальное положение. Напевая звуки в нисходящем движении, медленно переводит его в горизонтальное положение.

Стресс-звук

Сначала мама воспроизводит внезапные резкие, но не громкие звуки. К концу месяца сила звучания может достигнуть 50-60 децибел. Имитация ударов грома на барабане.

Пугающие звукосочетания: УУУ, РРРР, ДЗЗЗ, УРШУХ, ВЫРШ, ШР, ЖЫРЛ и т. п.

Различные виды свистков, которые даются ребенку вместо соски утром или днем: милицейский, спортивный, охотничий и т. п. Сигналы автомобиля.

Ладовые ощущения

Давая малышу музыкальную соску, мама подыгрывает ее звуку на фортепиано, либо подбирает аккорд соответствующий звуку голоса малыша.

Ощущение диссонанса и консонанса

Ощущение диссонанса;

  • 1-я неделя - малая и большая секунды;
  • 2-я неделя - увеличенная кварта;
  • 3-я неделя - увеличенное трезвучие;
  • 4-я неделя - увеличенный септаккорд.

Ощущение консонанса:

  • 1-я неделя - большая и малая терции;
  • 2-я неделя - минорное и мажорное трезвучие;
  • 3-я неделя - квартсекстаккорд;
  • 4-я неделя - доминатсептаккорд. Уменьшенный вводный аккорд.

Модуляция

Мелодия играется и поется, затем исполняется на 1/2 тона выше и ниже. На следующей неделе модуляция составит целый тон, через неделю - полтора тона вверх и вниз и т. д. Исполняются мажорно-моторные пьесы и песни с яркоконтрастными красками мажора и минора.

Звуки речи

С помощью фонендоскопа мама поет ребенку 3 звука в день в определенное время.

  • Утром - вибрационные звуки речи - в, ж, з, н, м, р.
  • Днем - диафрагмальные звуки речи - а, к, и, у, э, ю, я.
  • Вечером - расслабляющие звуки речи - с, ф, ч, ш, щ.

Развитие речи ребенка осуществляется поэтапно. И если родители хорошо представляют себе, в чем оно заключается, а также, в какие сроки происходит переход от одной стадии развития речи к другой, то и обучение проходит ровно и правильно. Так как научить ребенка разговаривать? Что необходимо сделать, чтобы запустить процесс?

В первую очередь необходимо знать, что основное развитие речи детей происходит в первые три года их жизни. Даже только что родившиеся дети, которым всего несколько месяцев, в состоянии освоить некоторые звуки. Ребенок контактирует с родителями и окружающими, издавая те или иные звуки, поэтому, вопрос «Как научить ребенка звукам?» не стоит. Но необходимо понимать, что звуки, воспроизводимые ребенком, отличаются от тех, которые произносят взрослые. По большей части это гласные а, о, у, я, а также их сочетания. Ребенку необходимо общение с мамой и папой, эмоциональное, и наполненное разговорами. Это позволит ему делиться своими эмоциями первоначально при помощи отдельных звуков. Повторяйте их за малышом, проговаривайте то, что ему уже известно.

Затем ребенок начинает осваивать слоги. В период с полугода до года малыш начинает лепетать, все четче артикулируя не просто отдельные звуки, но их сочетания. Именно этот процесс подскажет вам, как научить ребенка слогам: распевайте с ним простые песенки, составленные из подобных сочетаний, он должен научиться воспринимать их целиком, а не отдельными звуками. Разнообразные, напевно произнесенные «ла-ла-ла» или «ма-ма-ма» очень в этом помогут. Важно помнить, что даже в таком нежном возрасте с ребенком необходимо разговаривать правильно, постарайтесь не использовать в речи исковерканных слов, вроде «холёсий». Общайтесь с ребенком на равных. Но при этом очень полезно кривляться - высовывать язык, сворачивать его трубочкой, перекатывать его во рту, все это помогает тренировать и развивать артикуляционный аппарат ребенка.

Когда крохе пошел второй год, он не только гораздо лучше понимает речь старших, но и активно старается повторять за ними все, что слышит и с большим вниманием слушает, когда с ним разговаривают. Примерно в это время словарный запас ребенка пополняется отдельными словосочетаниями, но как таковая полноценная речь еще не сформирована. Этот процесс скорее будет завершаться ближе к двум-трем годам. В три года у большинства детей уже четко заметен явный прогресс. Для общения они используют полные предложения и фразы, уменьшается использование собственного детского языка. В этот период маленькому человеку особенно полезно слушать, как читают, поют, общаются старшие. Когда впервые употребляете при обращении к ребенку новые, незнакомые ему слова, смотрите на него, чтобы он мог видеть вашу артикуляцию.

Следующий этап в речевом развитии ребенка - изучение алфавита. Когда и как учить с ребенком буквы, родители решают индивидуально. Некоторые начинают уже с трех лет. Кому-то это может быть проще, кому-то чуть сложнее. Существует ряд правил, помогающих родителям понять, как выучить с ребенком алфавит, которые подходят почти для всех деток. Необходимо помнить, что первая учеба должна быть радостью для ребенка, приносить ему удовольствие и быть интересной, и, конечно, занятия должны проводиться на регулярной основе. Только тогда будет достигнут желаемый эффект. В первую очередь постарайтесь увлечь ребенка, придумывайте обучающие игры, старайтесь делать так, чтобы он был заинтересован не только в результате, но и самое главное - в процессе обучения. Найдите интересную азбуку (в настоящее время можно найти десятки различных вариантов и выбрать наиболее на ваш взгляд интересный), используйте карточки и кубики, разрабатывайте ассоциативную систему, проводите параллели между привычными для ребенка вещами и буквами алфавита. Подумайте, чем можно заинтересовать вашего ребенка. Но одновременно с этим постарайтесь не переусердствовать. Начинайте обучение с уроков небольшой продолжительностью. 5-10 минут - достаточно для началф, затем можно понемногу продлевать занятия. Главное, следите за тем, чтобы ребенку это не надоело.

Привлекайте его внимания к ярким надписям во время прогулок, старайтесь уделять как можно больше внимания позитивной стороне обучения.

Вы можете или написать свой.

Людмила Гребенко

Здравствуйте, уважаемые родители ! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте .

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что : - требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению ; - появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; - не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

Важно, чтобы ребенок :

Не пропускал буквы, не путал их при написании;

Умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков , звонких и глухих согласных звуков , а не только старался запомнить соответствующие буквы;

Под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас . Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико -синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка , а потом с буквами. При обучении , как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи , то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки , установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает :

определение количества звуков в слове ;

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки , звонкие и глухие, твердые и мягкие);

определение места звука в слове .

Детям необходимо знать, что :

Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом , при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки) . Согласные звуки – звуки , которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы Гласных букв десять : А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я - {йа}, Ю – {йу}, Е – {йэ}, Ё – {йо}.

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные : Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные : Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым .

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук , голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками) . Согласные звонкие звуки : Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки : П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

Игровые задания.

1. Игра «Хлопни, если услышишь звук » . Задача

Педагог называет звуки , слоги, слова , в которых есть заданный звук , нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук ).

2. Игра «Светофорчик» . Задача : развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук , слог или слово , ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук .

3. Игра «Покажи картинку на определенный звук » . Задача : развивать умение слышать звук в начале слова .

4. Игра «Звуковой поезд » . Задача : учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова .

5. Игра «Сколько звуков спряталось в слове » . Задача : развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Как проводится звуковой анализ слова ?

1). Совместная деятельность педагога с родителями .

Выложить схему слова КОТ .

Сколько звуков в слове КОТ ? слове КОТ три звука )

Какой первый звук в слове КОТ ? слове КОТ первый звук [К] )

- Звук [К] какой ? (Звук [К] согласный , твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

Какой второй звук в слове КОТ ? слове КОТ второй звук [О] )

- Звук [О] какой ? (Звук [О] гласный , поэтому обозначим его красным цветом)

Какой третий звук в слове КОТ ? слове КОТ третий звук [Т] )

- Звук [Т] какой ? (Звук [Т] согласный , твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков . Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук : бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ» , вместо «кот» . Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению .

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям : п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания :

На что похожа буква?

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя. Большое спасибо за внимание!



Публикации по теме:

«Ассорти из слов и звуков». Викторина для детей подготовительной к школе группы и родителей Задачи: - совершенствовать звукослоговой анализ и синтез слов, навык чтения; - закреплять умение отвечать полным предложением на вопросы;.

«Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: "Гиацинты в вазе" Цель мастер-класса:.

Мастер –класс для родителей и детей «Ромашка» Маленькое солнце на моей ладошке, - Белая ромашка на зеленой ножке. С белым ободочком желтые.

Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» ГБДОУ детский сад № 20 комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга.

С чего начать занятия по грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Практически каждого родителя интересует вопрос «когда начинать». Однозначного ответа на этот вопрос не существует, однако многие педагоги предлагают начинать учить звуки как можно раньше, но ребенок должен с интересом относиться к занятиям.

Мышление детей в раннем возрасте наглядно-образное, они не могут освоить такие абстрактные понятия как «звук», «буква», «слово». Если при изучении звуков показывать малышу буквы и пытаться объяснить что это такое, ребёнок будет видеть только набор непонятных палочек-чёрточек. Поэтому изучение звуков желательно «привязывать» к знакомым ему зрительным образам, а сам процесс обучения выстраивать исключительно в игровой форме.

Существует несколько негласных правил, которых нужно придерживаться при обучении ребёнка звукам:

Учить нужно звуки, а не названия букв. Малыша не нужно путать самими понятиями «буква» и «звук». Показывая определённую букву, мы называем только звук: «Это буква М (а не Эм), это буква Л (а не Эл). В противном случае в будущем при составлении слов малыш будет читать «Эл Е Эс» (а не Лес), его прийдётся переучивать, что довольно нелегко. Обратите внимание, что многие электронные говорящие азбуки запрограммированы на произношение не звуков, а букв.

Знакомство ребёнка со звуками стоит начинать с гласных , не вдаваясь в ньюансы, когда некоторые гласные («Я», «Ю», «Е», «Ё») стоят в начале слога и обозначают два звука (так называемые йотированные слоги).

Нет необходимости учить согласные строго по алфавиту. Если у ребёнка возникают трудности с произношением звуков «Р», «Ш», «Ч», «С», «Щ» и др., стоит оставить их изучение на потом. Делайте акцент на согласных, которые можно связать с чем-то близким и знакомым малышу (первая буква в имени родителей, братиков-сестричек, воспитателя).

Занятия должны быть регулярными и желанными. Занятия должны быть ненавязчивыми и до «первой усталости». Постоянный повтор пройденного материала даёт положительные результаты и поддерживает интерес малыша к урокам.

Изучать звуки с самыми маленькими проще всего с помощью:

1. Азбуки с простыми четверостишьями;

2. Кубиков с буквами;

3. Электронной говорящей азбуки;

4. Букв на магнитиках;

5. Рисунков;

6. Детских алфавитов (настенных, в виде простых пазлов);

7. Специальных карточек с картинками.

Для всех вышеперечисленных игровых средств и книжек крайне важно, чтобы картинка, иллюстрирующая букву, была не только интересной малышу, но знакомой и легко запоминающейся.


Для изучения звуков с детками постраше оптимально использовать:

1. Практические пособия-тетради;

2. Обучающие мультфильмы;

3. Развивающие флеш-игры.

Практические пособия-тетради для изучения звуков исполняют двойную функцию:

- рабочей тетради для детей

-тпособия для взрослых

Родители с их помощью экономят своё время на поиск необходимого материала для занятий с ребёнком). Задания в таких тетрадях размещаются в определённой последовательности, выполняя их, ребёнок движется от простого к сложному. Наиболее популярными являются следующие пособия:

Серия пособий «Домашняя логопедическая тетрадь» Азова Е.А., Чернова О.О.

Комплект состоит из тетрадей: «Учим звуки Р-Рь, Л-Ль», «Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Щ-Сь», «Учим звуки З, Зь, Ц» «Учим звуки Ш, Ж».

Каждая тетрадь представляет собой набор чёрно-белых иллюстраций с игровыми упражнениями для изучения наиболее трудных для произношения звуков.

Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Я учу звуки и буквы» Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.

Тетрадь для дошкольников с набором игровых заданий, выполняя которые детки закрепляют знания о звуках и буквах, учатся читать слоги и делать звуковой анализ, писать прописи, готовятся к послоговому чтению.