Филон александрийский философия кратко. Учение филона александрийского. Жизнь Филона: иудей от иудеев

Философ Филон Александрийский

Филон Александрийский, его ещё называли Филоном Иудейским (около $25$ до нашей эры, Александрия - около $50$ нашей эры). Филон Александрийский является представителем еврейского эллинизма. Центр еврейского эллинизма находился в Александрии. Он также считался богословом, апологетом иудейства и религиозным мыслителем, который оказал огромное влияние на будущее богословие своим экзегетическим методом и своими учениями о Логосе.

Догмы Филона

Филон считал, что догмы иудейской религии могут быть переплетены с догмами греческой философии (Платон, стоицизм, Пифагор), специально занимался разработкой учения о логосе, который он понимает то в виде высших идей, то в виде верховного архангела, наместника Божьего.

Истинность платоновской и стоической философии характеризуется, по мнению Филона, уже в Торе. Иудейские законы - это законы природы, которые должны быть значимы всеми людьми. Человека он почитал за интеллектуальное существо, которое связано с таким телом, которое разрывается между отвращением и алчностью. Задача человека состоит в следовании логосу и уподобление Богу через призму экстаза.

Средний платонизм

Как философ-мыслитель, Филон относил себя к стороннику эклектического среднего платонизма, который сильно окрашен стоицизмом. Данное течение процветало в родном городе мыслителя. Подобно другим его современникам эклектикам, он видел в данном учении общую сущность всей греческой философии и, вместе с тем, подобно другим эллинистам-иудеям, признаёт источником греческой мудрости священное откровение Ветхого Завета, из которого, по его мнению, черпали особые мысли древние философы.

Мысли Филона

В боговдохновенных книгах Моисея, по Филону, в каждой буковке не только подлинника, но и того греческого перевода, которым пользуется Филон, заключаются в иносказательной форме учения Платона, Пифагора, Зенона и Клеанфа. Поэтому наиболее значительные глубинные сочинения Филона представляют собой комментарий на свои книги, главным образом на книги Бытия, которые дают истолкование их в смысле известной греческой философии той эпохи. Сверхчувственная истина, которая находится в приспособлении к человеческой немощи, облекается в иносказательную форму. Всё Писание является аллегорией, и задача толкователя - в том, чтобы передать «духовный» смысл, скрытый в данной аллегории.

Замечание 1

Таким образом, Филон определяется посредником между философией и откровением - и в этом его существенный вклад и в философию и в культуру. Его вера в универсальную разумность слова Божия, которая выражается и в его экзегетике, и в его учениях о Логосе, вывела его в ранг учителя и предшественником будущих апологетов и богословов, особенно представителей александрийской школы.

Космология Филона Александрийского

В космологии Филон Александрийский рассматривает популярную тенденцию стоиков, в психологии его интересуют платонизирующие стоики. Он растолковывает библейское сказание о грехопадении в платоническом смысле. Это значит, души обретают существование благодаря Богу, когда происходит отречение от всего конечного, или самоотречение.

Высшая цель представляет собой некое мистическое, непосредственное соединение с Богом в блаженстве экстаза. Таким образом, Филон Александрийский внёс огромный вклад в развитие философии, которая опирается на божественное начало. Данное начало включает в себя и космологию стоиков, и психологические концепции учения платонизма. И в этом прослеживается то мистическое и нереальное, что хранит в себе любая строчка божественного писания.

Замечание 2

Главное, что Филон Александрийский смог передать тот живой дух и живой душевный настрой, благодаря которому книги такого формата легче читаются и оставляют в сердце и душе любого читателя определённые психологические нотки понимания бытия.

ФИЛО́Н АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ (также Филон Иудейский; родился, предположительно, в 25 г. до н. э. - умер, по-видимому, в 50 г.), еврейско-эллинистический философ.

Принадлежал к знатнейшей еврейской семье в Александрии , связанной с династией Ирода и римскими придворными кругами. У Иосифа Флавия упоминается брат Филона Александрийского, Александр, богатый финансист и высокопоставленный чиновник, сын которого, Тиберий Юлий Александр, был также известной личностью. Однако о жизни Филона Александрийского известно из единственного источника «Посольство к Гаю», где он описал свою поездку в Рим в качестве главы делегации александрийских евреев к императору Калигуле в 40 г. с ходатайством против водружения статуй императора в синагогах Александрии и в Иерусалимском храме . Работы Филона Александрийского написаны по-гречески и обнаруживают совершенное владение языком, глубокое знание греческой литературы и философии и прекрасную образность речи. Очевидно, что Филон Александрийский получил образование в греческих школах. Источник его обширных познаний в иудаизме неясен, поскольку нет доказательств существования еврейских школ в диаспоре в этот период; неизвестно, насколько Филон Александрийский владел ивритом . Вместе с тем не вызывает сомнения, что Филон Александрийский вырос в семье, глубоко преданной еврейской вере и традициям. В своих сочинениях Филон Александрийский широко использует Мидраш . Известно об одном паломничестве Филона Александрийского в Иерусалим. Благодаря христианской церкви до нас дошли в греческом оригинале многочисленные произведения Филона Александрийского, посвященные библейской тематике и философии, а некоторые - только в переводе на армянский язык

В сочинениях на библейские темы Филон Александрийский толкует библейское законодательство и предлагает аллегорические философские интерпретации Пятикнижия . В трактате «О сотворении мира», обнаруживающем влияние философии стоицизма, Филон Александрийский указывает, что хотя Пятикнижие представляет собой свод законов, оно открывается историей сотворения мира, чтобы показать, что эти законы находятся в совершенной гармонии с законами природы, а выполнение их делает людей гражданами космоса. За этим трактатом следуют биографии трех патриархов (Авраама , Исаака , Иакова) и Иосифа . Филон Александрийский интерпретирует их образы в терминах философии платонизма как архетипы, послужившие моделями Моисеева закона. В биографии Моисея , ориентированной на нееврейского читателя, Филон Александрийский излагает историю его жизни и представляет его деятельность как законодателя, пророка и священнослужителя. Два трактата посвящены изложению и интерпретации Десяти заповедей и в связи с ними - всего библейского законодательства. 18 из сохранившихся трактатов посвящены философской экзегезе 17-ти первых глав книги Бытие . Здесь Филон Александрийский полностью абстрагируется от повествовательного характера библейского текста и при помощи аллегорического толкования стремится представить его как совокупность философских и мистических концепций. Среди других сочинений этого рода - трактат (сохранился только армянский перевод) «Вопросы и ответы к книгам Бытие и Исход». Трактат написан в форме эллинистического философского комментария, в котором каждый параграф начинается с постановки экзегетической проблемы, затем следуют краткое буквальное и пространное аллегорические объяснения.

В чисто философских трактатах, часть из которых написана в форме диалога, еврейские мотивы появляются лишь спорадически. В центре философских дискуссий Филона Александрийского стоят вопросы, соответствующие его религиозному мировоззрению, - вечность мира и Божественное провидение. Сохранились также два сочинения Филона, посвященные современным ему событиям: «Против Флакка» (об антиеврейских беспорядках в Александрии в 38 г.) и «Посольство к Гаю» (см. выше). Трактат Филона Александрийского «О созерцательной жизни» - единственный источник сведений о секте терапевтов .

Философская концепция Филона Александрийского сложилась под сильным влиянием стоицизма и платонизма. Следуя Платону, Филон Александрийский противопоставляет чувственный мир и умопостигаемую сферу бытия, только в рамках которой можно постичь истину; материальный мир - это область «мнения» (или «вероятности»), он занимает срединное положение между истиной и ложью. Исходя из этого, Филон Александрийский всегда помещает абстракции выше, чем отдельные явления, суждения о которых по необходимости лишь вероятностны и не вполне определенны. Интерпретируя Библию, Филон Александрийский стремится выявить абстракции, на которые «намекают» или которые «представляют» конкретные библейские персонажи или события. Подлинное предназначение и благо человека - освобождение от телесных потребностей и удовольствий и достижение духовной созерцательной жизни. Однако человек обретает право на такую жизнь только после того, как он добросовестно выполнил свой земной долг в обществе. Поэтому, полагает Филон Александрийский, Моисей освободил левитов (см. Леви) от несения общественных обязанностей только по достижении ими пятидесятилетнего возраста. В выполнении библейских предписаний Филон Александрийский видит лишь внешнее требование закона, в то время как подлинная цель закона - постижение его символического смысла. Тем не менее Филон Александрийский пространно аргументирует высшую моральную, воспитательную и общественную ценность Моисеева закона в чувственном мире. Согласно внутреннему смыслу Священного Писания, открываемому аллегорическим толкованием, Моисей - философ. Однако Филон не всегда рассматривает философию как высшее достижение духа, иногда он говорит о еще более высоком духовном состоянии - мудрости. Платоновскую концепцию восхождения души от чувственного мира к умопостигаемому миру «идей» Филон Александрийский дополняет еще одной ступенью спиритуального подъема - от мира «идей» к самому Богу. Таким образом, Филон Александрийский признает лишь две предельные реальности - Бог и душа, вневременная связь между которыми составляет содержание его мистической философии.

Концепция Бога у Филона Александрийского характеризуется крайней трансцендентностью, превосходящей даже платоновскую: Бог выше добродетели, выше знания, выше абсолютного блага и красоты. Согласно Филону Александрийскому, на низшем уровне абстракции Богу приписываются благость и другие атрибуты, на высшем уровне абстракции Бог не имеет качеств, не обладает именем и непознаваем. Тем не менее, хотя истинная сущность Бога непознаваема, ее исследование - в высшей степени благословенное занятие.

Трансцендентная концепция Бога совмещается у Филона Александрийского с имманентной - стоической по своему происхождению - концепцией отношения Бога к миру и к душе: божественная сила действует как имманентный принцип вещей и, в первую очередь, души. Такой взгляд приводит Филона Александрийского к онтологической дифференциации - к различению между Богом и Его Логосом, который Филон Александрийский иногда отождествляет с Божественной мыслью, а иногда трактует как нечто, что осуществляет связь между Богом и человеком, - принцип, символизируемый первосвященником . Хотя Филон Александрийский принимает библейский тезис о творении мира Богом, он стремится избежать вывода, согласно которому Бог находился в прямом контакте с профанирующими свойствами материи, и потому постулирует посредующую «миротворящую силу» - Логос.

Филоновская концепция человека характеризуется дуализмом: духовное начало, связующее человека с Богом, и плотское, принадлежащее к материальному миру. Поэтому человек неизбежно стоит перед выбором между разумом и плотской жизнью. Это выбор Филон Александрийский формулирует в терминах стоицизма как установление контроля разума над эмоциями; таким образом, этика стоиков становится интегральной частью мировоззрения Филона Александрийского. Достижение гармонии между человеческой душой и Богом Филон представляет и как восхождение души к Богу, и как снисхождение Бога в человеческую душу. Принципиальное тождество человеческого и Божественного духа, постулируемое философией стоицизма, принимает у Филона Александрийского форму мистического учения о единении души с Богом. Чтобы подготовить себя к единению с Богом, человек должен освободиться от земных уз, оставить «свою землю, своих сородичей и отчий дом», то есть забыть тело, чувства и человеческую речь. В отличие от идеала стоиков - мудрость как власть разума над чувствами, доставляющая безмятежность, - Филон Александрийский описывает единение с Богом как экзальтированный мистический опыт: в поисках бо́льшего, нежели рациональное познание Бога, душа преисполняется Божественным духом и пребывает в экстатическом блаженстве. Три патриарха символизируют три пути к достижению единения с Богом. Авраам проходит путь от знания (Агарь) к добродетели (Сарра), Исаак , будучи совершенен от природы, не нуждается в посредничестве промежуточной интеллектуальной цели, а Иаков вознагражден за свой аскетизм тем, что для него «Господь» (Справедливость) становится «Богом» (Милосердием). Здесь снова концепция посредничающих сил выходит на первый план. Душа не может достичь самого Бога, однако она может достичь одной из Его «сил», число которых у Филона Александрийского варьируется в разных трактатах. Настаивая на том, что единственное подобающее отношение мудреца к Богу - любовь, Филон Александрийский прибегает к платоновской концепции философской «эротики» и близок к «эротическим» учениям эллинистического мистицизма. Иногда Филон Александрийский говорит об этой любви как о Божьем даре, посредством которого совершенный мудрец приобщается к Его природе.

Для евреев обращение Филона Александрийского к греческой языческой философии было неприемлемо: в древних еврейских источниках, за исключением Иосифа Флавия , имя Филона Александрийского не упоминается, хотя в некоторых из них (в частности, в нескольких мидрашах) заметно влияние его идей. Лишь в 16 в. прямой интерес к личности Филона Александрийского и его идеям проявляется в труде Азарии бен Моше деи Росси «Меор эйнаим» («Свет очей»).

Философия Филона Александрийского во многом влияла на становление философии неоплатонизма и, в особенности, христианства . Для христианских авторов творчество Филона Александрийского служило основополагающим образцом синтеза еврейской и греко-римской мысли, а его концепция Логоса легла в основу христианского учения об Иисусе как посреднике между Богом и человеком. Об авторитете, которым Филон Александрийский пользовался у христиан, свидетельствует легенда о его встрече с апостолами Петром и Иоанном. Хотя вопрос о влиянии идей Филона Александрийского на Евангелие от Иоанна недостаточно изучен, послания апостола Павла (см. Павел из Тарса), в первую очередь, его «Послание к евреям», обнаруживают стилистическое и идейное сходство с трудами Филона Александрийского. Особенно глубоко влияние Филона Александрийского на отцов церкви , в первую очередь, Климента Александрийского, Оригена и Амвросия Медиоланского, которые заимствовали многие его идеи и его аллегорический метод библейской экзегезы.

КЕЭ, том: 9.
Кол.: 93–96.
Издано: 1999.

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (10-е годы I в. до н.э. – 40-е I в. н.э.) – иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет (от греческого exegesis – выведение, истолкование). Принадлежал к одному из влиятельнейших еврейских кланов Александрии. Летом 39 н.э. он возглавлял неудавшуюся делегацию представителей александрийской иудейской общины к императору Гаю Калигуле (Иосиф Флавий . Иудейские древности . XVIII 257–60); сам Филон пишет об этом в своем произведении О посольстве к Гаю . Согласно сообщению Иосифа, брат Филона был «самым богатым человеком в Александрии», а его племянник Тиберий Юлий Александр – прокуратором Иудеи в 46 н.э. (впоследствии, при Нероне, он стал префектом Египта).

Филон был хорошо образован, его произведения показывают знание платонической философии, стоицизма и пифагореизма, а также греческой литературы. Среди наиболее значимых для Филона текстов – диалоги Платона. В первую очередь, платоническое наследие явилось тем инструментом, с помощью которого он осуществил на греческом языке толкование иудейского Священного Писания.

Корпус сохранившихся сочинений Филона включает 50 наименований, среди которых философские трактаты (О вечности мира , О провидении , Имеют ли животные разум , О добродетелях и др.), историко-апологетические сочинения, в которых защищает иудаизм от современных ему критиков (Против Флакка , О посольстве к Гаю , Апология иудеев ) и комментарии на Пятикнижие (О сотворении мира , Аллегории Законов , О снах , О херувимах , О рождении Авеля и др.). Комментарии составляют основную часть филоновского корпуса (41 сочинение).

Филон, воспитанный на эллинской культуре, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие, – здесь очевидна связь с платонизмом, однако главным источником для Филона прежде всего является библейское «Аз есмь сущий» («Исход» 3:14). Он строго различает сущность Бога и его существование, и развивает в связи с этим как негативную (апофатическую), так и положительную теологию: о том, что существует Бог-творец, всякий человек может заключить из созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека. В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество – Иегова Пятикнижия Моисея – абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого (или Монады). Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы – «Бог» и «Господь» – указывают на две соответствующие этому силы: первое обозначает его творящую силу, второе – его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам. Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью, трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение – Логос-Слово, которое является «инструментом» творческой мысли бога, «местом», где расположены идеи. Именно Логос-Слово творит духовный и материальный мир и человека, благодаря его активности идеи-логосы создают мир.

Человек создан по образу и подобию Божию, и это значит, что он разумен. Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном в согласии со знаменитой формулой Платона, как «уподобление Богу», и это «уподобление» означает «богопознание». Однако до конца познать Бога невозможно, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его творением.

Цель, достижимая человеком в этой жизни – стать мудрым. Высший идеал Филон персонифицирует в образе Моисея . Путь к высшему этическому идеалу мудреца лежит через проявление природных (дарованных от Бога) благородных задатков («добродетель Исаака»), образование («добродетель Авраама») и упражнение-аскезу («добродетель Иакова»).

Воззрения Филона оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов – Климента Александрийского и Оригена .

Сочинения: Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета . М., 2000. Против Флакка . О посольстве к Гаю //Библиотека Флавиана. Вып. 3. М., Еврейск. ун-т., 1994.

Мария Солопова

- богослов и религиозный мыслитель. Филон Иудей или Филон Иудейский, - так еще называли этого человека. Причина в том, что Филон Александрийский, - как официально упоминается его имя в исторических и религиозных справочниках, - был представителем еврейского Эллинизма. Но, как ни странно, своими собратьями по вере он был отвергнут, зато был принят и по достоинству оценен христианами.

Биография Филона или нет пророка в своем Отечестве

До наших времен о подробностях жизни Филона Александрийского дошло не так уж много сведений. Известно, что родился он примерно в 20-м году до Рождества Христова в Александрии в семье еврейских жрецов. Умер примерно в 50-м году, уже после Рождества Христова. Интересно, что его племянник, сын брата – богатого римского гражданина, отрекся от иудейской веры и «совсем оримлянился», что очень огорчало дядю.

Возможно, он огорчался бы меньше, если бы мог заглянуть в свое собственное будущее и увидеть заранее, что представители его исконной веры так же отрекутся впоследствии и от его собственной философии.

Тем не менее, Филон был, как сказали бы сейчас, ответственным иудеем и даже участвовал в совместной поездке представителей еврейской общественности к императору Калигуле. Суть обращения к правителю состояла в просьбе евреев защитить их от угнетений со стороны греков, проживавших в Александрии и окрестностях. Это событие как раз является исторически подтвержденным фактом, в отличие от множества сведений о моментах жизни Филона, которые растворились в веках.


Учение

Как известно, Александрия была в те времена центром эллинизма. И Филон интерпретировал учения Библии, основываясь на том, как истолковывала ее палестинская (иудаистская) традиция, а также греческая мифология. Впоследствии этот религиозный мыслитель заслужил признание в веках, так как провел титаническую работу, создавая систему обоснования христовой веры и в целом христианства. Это при том, что сам он получил, как мы уже отмечали, эллинское воспитание.

Христиане, в отличие от иудеев, вняли его учению и приняли его как философию и религиозное толкование, сохраняя для потомков его основы и переписывая время от времени рассыпавшиеся рукописи. Ведь по сути, Филон перевел Моисеево Пятикнижие на язык философии древних греков, то есть сделал тем самым понятным для современников иудейское Священное писание. С этим как раз и не согласились его соплеменники, для которых позиция буквального толкования библейского текста была важнее его широкого понимания. Так, по крайней мере, трактует эту ситуацию научная литература.

Философия Филона Александрийского

Надо сказать, что для философской системы, созданной этим религиозным мыслителем, характерна некоторая, мы бы сказали, пестрота. Она интересна и полна аллегорий. Например, вот некоторые его слова из трактата «О пьянстве»:

«Мы все – как пьяные. Пьяный, как правило, не понимает, что он пьян, – он думает, что трезв, что он в своем уме и прекрасно может судить обо всем. Вот и мы такие же: мы думаем, что прекрасно всё понимаем, судим обо всём, а на самом деле мы как пьяные, по сравнению с Богом».

Филон-философ в чем-то напоминает Платона: их суждения основывались на схожих принципах познания мира. Так, в своей интерпретации Библии он отмечал, что человек должен стойко переносить все тяготы, и это поможет ему в дальнейшем приблизиться к создателю. Оба придавали непереоценимое значение духовному развитию и ставили его на первое место, по сравнению с плотскими радостями.

Моисеевы законы трактуются Филоном Александрийским как великая ценность в плане понимания для себя сути духовного и морального, а также в смысле их поучительного влияния на воспитание человека. При том, что он, опять же, применяет в своих объяснениях и толкованиях множество аллегорий.

«Убьем не соседа, но сборище ощущений»:

так он разделяет понятия плоти и духа во фрагментах библейских сюжетов. То есть, все сцены, где Священное писание Ветхого завета демонстрирует нам моменты неоправданной жестокости или странных, на наш сегодняшний взгляд, взаимоотношений библейских персонажей, Филон объясняет просто: это не реальные взаимоотношения меду людьми: это аллегории. На самом деле речь идет о взаимоотношениях между духом и плотью – даже если и те, и другие носят имена людей.

Неоплатонизм

Филон Александрийский дополняет Платона и тем, что выделяет еще одну ступень в этапах человеческого бытия. От мира философских идей он переходит к миру Бога и Божественного начала. Мистическая же его философия заключается в признании лишь двух существующих параллельных реальностей:

  1. Бог – как создатель всего живого на Земле, непознаваемое по своей сущности высшее существо;
  2. Душа – бессмертная частичка человека, продолжающая существование после смерти своей земной оболочки.

Патристика - совокупность разного рода учений христианских мыслителей того времени, также разделяла такую трактовку Филоном Александрийским Библии и христианской религии в целом. Практически все выдающиеся религиозные умы его эпохи находились под влиянием его учения.

Основные идеи Филона Александрийского

Были заложены и в его Учении о Логосе . Господствующей над остальными Божественными силами, согласно Логоса, считается Слово. Оно есть:

  1. Посредник между Божественными силами и Землей;
  2. Душа, которая не может существовать без Божественных сил;
  3. Энергия Божества.

Основным принципом жизни Филон называет премудрость. Постичь премудрость считается высшим достижением для любого живущего и в то же время - невозможной задачей. Поэтому Логос для Филона нечто вроде посредника и ходатая перед Богом за людей. Человек есть великолепный отпечаток божественного начала, считал философ, ибо Он «сделал человека по образу Бога ». (Бытие 1:27).

С точки зрения Филона Иудейского, по отношению к мирозданию Логос – наивысшая сила, от которой зависит все происходящее. Для души человека Логос - источник энергии, и даже самая мелкая ее часть равна по силе всей энергии в совокупности. Эта энергия и питает собой человеческую душу, освещая ей путь и указывая истину.

О сотворении мира согласно Моисею


Моисей выбрал единственный закон: закон природы. Так считал Филон. Моисей принял закон, созвучный с Миром, отвергая искажение фактов и разного рода субъективные привязки и обстоятельства. Сознание людей еще не было готово к этим правилам…

Согласно Моисею, мир был сотворен за шесть дней: необходимо было соблюдать порядок: так устроено мироздание. Особое значение в нем имеет первый день создания мира. И носит он имя не единица и не первый, а единый, ибо он - выше всех остальных дней. В основе главной идеи здесь заложен смысл подражания: ведь невозможно подражать чему-либо без образца.

Итак - создание мира происходило в течение шести дней:

  • Единый день, он же первый, в котором отображено начало порядка, исчисления и зарождения всего.
  • Второй день – создание неба, как пространства имеющего три измерения. Это первое видимое, что было создано.
  • На третий день произошло отделение земли от воды, произрастание растений с зачатками плодов, дающих начало всему живому.
  • На четвертый день создалось время и его осознание, зародились законы движения небесных тел и были зажжены небесные светила. Все было готово к приходу человечества.
  • Пятый день ознаменовался созданием крылатых и ползающих. Заложена последовательность создания существ живых, ведущих к приходу человека, наделенного разумом отличным от всех иных тварей.
  • На шестой день был создан человек.

Образ Бога не следует трактовать как некого, имеющего внешние черты, но как разум, - пожалуй, нужно.

Последним Бог сотворил человека неспроста: первопричиной была необходимость подготовить все к приходу его на Землю. И второй причиной – показать потомкам рода человеческого, какой могла бы быть их жизнь, не утрать они свой первозданный облик и не изменив предназначению. - Вот такие основополагающие понятия, среди прочих убеждений и утверждений, заложены в интерпретациях Филона Александрийского.

Смертным человек считается лишь из соображений мирских, т.е. по своему земному телу. А вот разум человека – бессмертен, так как исходит он от души человеческой, вдохнувшейся Богом. Тело же человека является неким подобием храма, вместилища для . И рождается тело из самой чистой частички земли.

Экзегетический метод

Согласно этому методу, что в переводе с греческого означает изложение, истолкование, - Филон трактует Ветхий завет как источник всякой истины, существующей во Вселенной. Мнение же, изложенные в Библии, следует воспринимать как нечто, на чем есть отпечаток Божественной силы и Слова. И особую роль среди пророков, высказывавшихся от имени Божьего, Филон отдает Моисею как первому, кому стали известны переданные Богом таинства Бытия.

По мнению Филона, даже греческие мыслители заимствовали мудрость, дарованную Богом и изложенную в Библии. Философ расценивает сказанное в Библии двояко, считая, что не все в ней нужно воспринимать буквально, больше склоняясь в сторону аллегорического. Этот метод восприятия он ставил выше в плане сложности осознания, считая, что постичь его смысл под силу лишь действительно избранным.

Их, этих самых избранных, Филон и ищет в своих трудах, ибо лишь они способны уловить ход его мыслей и изложенные им трактовки. Перевод Библии не может быть дословным: это противоречит самой природе Божественного существа, унижая его и приводя к противоречивости понимания изложенного в этой Священной книге.

Закат учения Филона

Несмотря на то, что Филон Александрийский был иудеем, его учение и труды все же нельзя назвать полностью иудейскими: их корни исходят из греческой философии. Применяемый им стоический метод давал возможность оставаться на почве иудаизма, позволяя ему интерпретировать в аллегорической форме содержимое Библии. Что же касается самого метода, то можно сказать следующее: никто до Филона им не пользовался. И, к слову, достаточно скоро после смерти его исчез и сам этот метод как практика. Но он остался и дошел до наших дней: как философия, способ особого видения и понимания сути вещей.


ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Φίλων Ἀλεξανδρεύς) (кон. 1 в. до н.э. – нач. 1 в. н.э.) – иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Филон принадлежал к одному из богатейших и влиятельнейших еврейских кланов Александрии. Единственная достоверная дата из его жизни – лето 39 н.э., когда он возглавлял неудавшуюся делегацию представителей александрийской иудейской общины к императору Гаю Калигуле (Иосиф Флавий . Иудейские древности XVIII 257–60); сам он пишет об этом в произведении «О посольстве к Гаю». Известно, что в это время он был уже пожилым человеком, поэтому традиционно считается, что он родился ок. 15/20 до н.э. Согласно сообщению Иосифа (XX, 100), брат Филона был «самым богатым человеком в Александрии», а сын его Тиберий Юлий Александр (племянник Филона) был прокуратором Иудеи в 46 н.э., впоследствии, при Нероне, он стал префектом Египта. В двух трактатах («О провидении» и «Имеют ли животные разум») Филон отвечает на вопросы своего племянника, который полностью «романизировался» и, по словам Иосифа, «предал обычаи своих предков» (loc. cit); в своих «беседах» с дядей Тиберий придерживался воззрений, близких к учению Новой Академии.

ОБРАЗОВАНИЕ. Филон прошел через все стадии базового греческого образования (ἐνκύκλιος παιδεία), которое получали молодые люди из хороших семей (см. De congressu, 74–79). Его произведения показывают знание философских учений среднего платонизма , стоицизма и пифагореизма (последнее, вероятно, благодаря знакомству с сочинениями Евдора Александрийского), а также греческой литературы. Среди наиболее значимых для Филона текстов – диалоги Платона, и прежде всего «Тимей», а также «Федр», «Федон», ключевые пассажи из «Теэтета», «Пира», «Государства» и «Законов». Выбор диалогов и степень их использования демонстрируют, что он был в полной мере вовлечен в проблематику современного ему платонизма. Он очень много цитирует, часто – по памяти. Однако на определенной стадии своего образования Филон испытал подобие обращения, переоткрытие ценностей своей культуры и традиций. Это открытие привело к достаточно уникальным результатам: вместо того, чтобы отказаться от греческой культуры и философии, он использовал ее при толковании иудейского Священного Писания. Примечательно, что незнание еврейского языка также принесло философские плоды и привело его к совершенно оригинальному толкованию многих мест греческого перевода Писания (Септуагинты).

СОЧИНЕНИЯ. Филон был плодовитым писателем; корпус его сохранившихся текстов включает 50 сочинений, которые можно разделить на три группы: 1) философские трактаты, в которых Филон во многом опирается на греческую философскую традицию («О вечности мира», «О провидении», «Имеют ли животные разум», «О добродетелях», «О том, что каждый добродетельный человек свободен»); 2) историко-апологетические сочинения, в которых Филон защищает иудаизм от современных ему критиков («Против Флакка», «О посольстве к Гаю», «Апология иудеев»); 3) комментарии на Пятикнижие – основная часть филоновского корпуса (41 сочинение).

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Среди предшественников Филона в деле толкования иудейского Писания можно назвать Аристобула Александрийского . Также возможно сопоставление экзегезиса Библии, предпринятого Филоном, со стоическим и пифагорейским экзегезисом самого авторитетного текста греческой культуры – поэм Гомера; как греческие экзегеты видели за описаниями сражений, кораблекрушений и возвращений домой философские истины, так Филон, изучавший греков, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия.

Филон разработал обширную экзегетическую схему. Во-первых, им была написана серия трактатов, первый из которых посвящен сотворению мира (Περὶ τῆς κατὰ Μωυσέα κοσμοποιίας, лат. De opificio mundi) и за которым следуют жизнеописания патриархов, включая жизнеописания Моисея, как примеры «живых законов» (жизнеописания эти очень напоминают легенды о жизни Пифагора). За ними последовала серия работ о Десяти заповедях и отдельных законах, которая заканчивалась трактатом «О вознаграждениях и наказаниях» (De praemiis et poenis). Во-вторых, Филон предпринял последовательное и буквально построчное толкование на Книгу Бытия. Начинается этот экзегезис первыми тремя книгами «Аллегорий Законов», затем, после некоторого перерыва, продолжается трактатом «Об изменении имен» (Περὶ τῶν μετονομαζομένων καὶὧν ἕνεκα μετονομάζονται, De mutatione nominum) – комментарий на Gen. 17:1–22. Трактат «О снах» в 3 книгах, из которых сохранились две, тематически примыкает к предыдущему и посвящен толкованию снов Иакова (1-я кн.), Иосифа, фараона, пекаря и дворецкого (2-я кн.). Наконец, третья последовательная серия трактатов, которая полностью сохранилась только в средневековом армянском переводе, включает в себя толкования в форме «вопросов и ответов» на Книги Бытия и Исхода. Множество других трактатов Филона посвящено экзегезе отдельных мест Писания.

ТЕОЛОГИЯ. Теоретическая философия Филона реконструируется на основе его экзегетических произведений. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие (ὄντως ὄv), – здесь очевидна связь с платонизмом, однако главным источником для Филона прежде всего является библейское «Аз есмь сущий» (ἐγώ εἰμι ὁ ὤν) («Исход» 3:14). Филон строго различает сущность Бога и его силу (δύναμις), явленную в творении. Он утверждает, что о существовании Бога-творца всякий человек может заключить из своего опыта созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека (даже такого, каким был пророк Моисей). В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество – Иегова Пятикнижия Моисея – абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого , или Монады (см., напр., De vita contemplativa, 3). Монада является только «бестелесным образом Бога» (De somn. I, 6). Хронологически такая идея встречается в истории античной философии впервые, однако, как замечает Дж.Диллон (The Middle Platonists, p. 155–156), это может рассматриваться как косвенное доказательство того, что подобные представления были в ходу среди платоников, по крайней мере, со времен Евдора Александрийского.

Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы – «Бог» и «Господь» – указывают на две соответствующие этому силы (δυνάμεις): первое обозначает его творящую силу (Филон производит слово θεός от τίθημι), второе (κύριος) – его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам.

Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью, которая напоминает неопределенную двоицу пифагорейцев, Дике, помощницу Зевса и ветхозаветную Премудрость, трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение – Логос-Слово (Fug. 109). Логос является «инструментом» и активным элементом творческой мысли бога, «местом», где расположены идеи. Именно этот Логос-Слово сначала творит две высшие силы – Благо и Власть, а затем – духовный и материальный мир и человека. Благодаря его активности идеи-потенции (λόγοι σπερματικοί, ср. стоические «семенные логосы») в свою очередь проявляют себя и под управлением Логоса создают мир. Понятие логоса несет в себе как имманентный (присутствие божества в созданном им мире), так и трансцендентный смысл, и тогда логос выступает у Филона как синоним умопостигаемого мира и божественной природы.

Не вполне ясно Филон высказывается об онтологическом статусе материи – была ли она создана Богом или существовала до творения. В своем комментарии на Книгу Бытия он этот вопрос не обсуждает. Вероятно, Филон оставался в рамках универсальной греческой аксиомы «из ничего ничего не бывает» и в отличие от раннехристианских мыслителей не был готов развивать учение о творении ex nihilo.

ЭТИКА Филона базируется в основном на двух текстах из «Книги Бытия», Gen. 1:26–27 и Gen. 2:7, которые интерпретируются по преимуществу в стоических и платонических терминах. Человек создан «по образу Божию» (κατὰ εἰκόνα θεοῦ), что означает: по образу Божию была создана разумная душа человека, бессмертная его часть; согласно второму тексту, сотворение человека завершается приданием человеческому телу божественного «дыхания» (πνεῦμα). Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном в согласии со знаменитой формулой Платона и платоников как «уподобление Богу» (ὁμοίωσις θεῷ), и это «уподобление» означает «богопознание». Но что может рассматриваться как предельная цель – познание божественной сущности – принципиально недостижимо, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его творением.

Цель, достижимая человеком в этой жизни, – стать мудрым (σοφός). Путь к высшему этическому идеалу мудреца (который отличается «бесстрастием» (ἀπάθεια), а не просто «умеренностью») лежит через проявление природных благородных задатков, образование и упражнение (ἄσκησις). Высший идеал Филон персонифицирует в образе Моисея. На пути к идеалу возможны различные добродетельные состояния, которые Филон выстраивает иерархически и поясняет с помощью библейских образов: «аскетическая» добродетель («добродетель Иакова») стоит ниже добродетели, основанной на образовании («добродетель Авраама»), а выше них обеих стоит «добродетель Исаака», проистекающая из благословенной Богом природы.

ВЛИЯНИЕ. Будучи отвергнуты иудаизмом, воззрения Филона оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов – Климента Александрийского и Оригена . Можно утверждать, что Клименту и его окружению принадлежит заслуга сохранения литературного наследия Филона. Именно в т.н. «Александрийской подготовительной христианской школе», основанной легендарным Пантеном, мысль Филона обрела новую жизнь (см. работы A van den Hoek, D.Runia), явившись своего рода связующим звеном между эллинистической иудейской и христианской философией.

Сочинения:

1. Philonis Alexandrini opera quae supersunt, rec. J.Cohn et P.Wendland, t. 1–7. Berolini, 1896–1915 (repr. 1962–63);

2. Philo, Works in 12 vols., engl. transl. by F.H.Colson, G.H.Whitaker, R.Marcus. Cambr. (Mass.), 1929–53 (Loeb).

3. Рус. пер.: О жизни созерцательной. – В кн.: Смирнов Н.П. Терапевты и сочинение Филона «О жизни созерцательной». Киев, 1909;

4. Против Флакка. О посольстве к Гаю, пер. О.Л.Левинской. – В кн.: Библиотека Флавиана, вып. 3. М., 1994, с. 13–112.

Литература:

1. Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский: жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911;

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 82–128;

3. Wolfson H.A. Philo: Foundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam, v. 1–2. Cambr. (Mass.), 1962;

5. Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 2 ed. 1996 (ch. 3);

6. Runia D.T. Philo of Alexandria and the Timaeus of Plato. Leiden, 1986;

7. Idem. Exegesis and Philosophy: Studies on Philo of Alexandria. Hampshire, 1990;

8. Idem. Philo in Early Christian Literature. Assen, 1993;

9. Radice R. , Runia D.T. Philo of Alexandria: An Annotated Bibliography 1937–1986. Leiden, 1988;

10. Hoek van den A. The «Catechetical» School of Early Alexandria and its Philonic heritage. – «Harvard Theological Review» 90, 1997, p. 56–87.

E.В.Афонасин , M.А.Солопова