Зона для чтения в сенсорной комнате. Сенсорная комната: как выглядит, для чего нужна, как способна помочь детям с ограниченными возможностями? Светлая и темная сенсорные комнаты

Елена Кузнецова

РОЛЬ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Программа развития детей дошкольного возраста предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а непосредственно образовательная деятельность по освоению двигательных навыков,

развитию мотивации , осознанных волевых усилий была посильной, усложнялась постепенно и доставляла ребенку удовольствие.

Все, что окружает дошкольников с самого раннего возраста – вещи , принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у них интерес. Они любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами : водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность ребёнка дошкольного возраста , расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта .

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления . Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать

правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес дошкольников к предметам , побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать их любознательность.

Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества и сама сенсорная комната как мощный инструмент этого воспитания.

Для организации такой работы прежде всего необходимо подобрать модули (расслабляющего и активизирующего характера, которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули : мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн» ,

«сухой душ» - способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки.

Создание сенсорной комнаты и периодический , многократный (до 2 раз в неделю и более) режим пребывания ребенка в этой комнате позволяют решать задачи его развития .

Перечень оборудования сенсорной комнаты

1. Мягкое напольное покрытие.

2. Сухой душ.

3. Сухой бассейн.

4. Напольные сенсорные дорожки .

5. Ребристый мостик.

6. Дидактическое дерево

7. Центр тактильности.

8. Центр рисования песком.

9. Центр развития мелкой моторики .

10. Аромолампы.

11. Музыкальный центр + набор дисков и музыка на флешке.

12. Мягкие подушечки.

13. Набор «Узнай звук» .

14. Аромонабор «Знатоки ароматов» .

15. Магнитная доска

16. Набор тактильных мячиков.

17. Набор геометрических тел.

18. Дидактическое одеяло.

ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ .

Оборудование комнаты создавалось с учетом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) и вестибулярных рецепторов.

В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата а также релаксации.

Повышение интереса, движение и познание - вот ключи к развитию детей . Все это заложено в оборудовании сенсорной комнаты , значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий. Кроме того, сенсорная

комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Большое внимание было уделено механической стимуляции подошвы ног детей . Ведь подошва стопы - это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами, и специалисты рекомендуют как можно чаще ходить босиком на природе.

С этой целью в сенсорной комнате была создана зона , которая позволяет ребенку пройти босиком по

камешкам, по короткой жесткой поверхности и т. д., ощутив рецепторами стопы твердость и мягкость, гладкость и шероховатость, тепло и холод поверхностей дорожки.

Все виды оборудования представлены на фотографиях и изготовлены в основном из подсобного и утилизированного материала :

списанной мебели, детских и поролоновых матрасов, подушек, искусственной кожи и винила, дерева и тканей разной фактуры.

Оформление интерьера, цвет оборудования, подбирались с

учетом их воздействия на психическое здоровье ребенка. Стены окрашены в спокойный салатовый цвет.

В оформлении использованы голубые и синие, желтые и белые, салатовые и зеленые тона.

1. Мягкое напольное покрытие (ковёр с мягким длинным ворсом) . расположено на полу и покрыто набором цветных подушек.

2. Сухой бассейн удовлетворяет потребность ребенка в гармоничных движениях, стимулирует его поисковую и творческую активность, снижает уровень психоэмоционального напряжения.

Размеры бассейна; длина - 2,5 м; ширина - 1,5 м; высота -

Сухой бассейн – стационарный, приобретён в фирме «Аконит»

(г. Москва) без пластмассовых шариков наполнителей. Вместо них мы предлагаем приобретать массажные мячи различного диаметра. Их проще обрабатывать, они более функциональны и несут не меньшую нагрузку для развития восприятия цвета , чем обычные пластмассовые шарики.

Мы пополняем бассейн постепенно, варьируя величину мячей и их цветовую гамму.

3. Напольные сенсорные дорожки , воздействуя на рецепторы стопы, стимулируют внутренние органы, способствуют профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывают оздоровительный эффект.

Напольные сенсорные дорожки состоят из 4 следовых дорожек разной функциональности, большой массажной дорожки, циновки с различным покрытием и мягких прямых и волнистых дорожек.

Материал следовых дорожек : линолеум и самоклеящаяся плёнка разных цветов.

Основание мягких дорожек – поролон (5 см.) и ткань – плащёвка.


4. Дидактическое дерево помогает в развитии понятийной базы дошкольников , закрепляет представления детей о сезонных изменениях в природе и развивает мелкую моторику .

Основа дерева – поролон (2 см., покрытый сверху цветным габардином. Сопутствующий дидактический материал изготовлен из картона, различной по фактуре ткани, и приобретён в магазинах сувениров.


5. Центр тактильности способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения, что, в свою очередь, способствует развитию когнитивной сферы детей .

Центр включает в себя множество предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование их поверхности, создавая опыт тактильных ощущений. К ним дети обращаются снова и снова, забавляясь и наслаждаясь.

Сюда входят : д/и «Найди пару» (с рыбками, Д/и «Чудесный мешочек» с набором различных предметов, которые постоянно меняются и обновляются, д/и «Мир меняет цвет» , «Загадочные коробочки» и т. д.


6. Центр рисования песком развивает фантазию , творческие способности, мелкую моторику, благотворно влияет на психоэмоциональное состояние дошкольников .

В его основе 2 стола, изготовленных из старой мебели, с набором дидактических материалов (совочки, формочки, камешки, шарики разной фактуры, шпатели и т. д.) . Солы оборудованы подсветкой, что даёт дополнительные сенсорные впечатления детям .



7. Центр развития мелкой моторики в основном представлен традиционными мозаиками, кубиками и пирамидками разных форм. Однако и здесь есть пособия, которые изготовлены педагогами самостоятельно. К ним относятся : дидактическая панель, торт, дидактическая черепаха.

Как известно, истоки таланта лежат на кончиках пальцев, поэтому развитию мелкой моторики мы стараемся уделять как можно больше внимания.




8. Аромонабор «Знатоки ароматов» - для аромоигр. Состоит из коробки – основы (подставка под яйца) и бутылочек и коробочек от «Киндер – сюрпризов» с поролоновыми вставками внутри. На поролоновые вставки наносятся ароматические масла, необходимые в данной конкретной деятельности. Ароматы варьируются.


9. Дидактическое одеяло способствует развитию познавательных процессов, тактильных ощущений, мелкой моторики, восприятия и воображения.

Изготовлено из старого байкового одеяла, обшитого тканью и старых мягких игрушек. Игрушки набиты различными наполнителями и пришиты к одеялу. Внутри фасоль, грецкие орехи, целлофановые пакеты и т. д.


10. Магнитная доска предназначена для экспериментирования с магнитами и рисования мелом. У нас она стационарная, приобретённая при открытии ДОУ. Однако, можно сделать такую доску и самостоятельно несколько меньших размеров. Её функциональность от этого совершенно не пострадает.


Благодаря тому, что мы сумели организовать сенсорную комнату в нашем детском саду, у наших воспитанников появилась возможность обогатить мир тактильного восприятия и сенсорных впечатлений .

Сенсорная комната - это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития. Это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из большого количества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, тактильные и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната в доу :

1. Помогает в стимулировании сенсорной чувствительности и двигательной активности, развития зрительно-моторной координации детей, развивает общую и мелкую моторику, улучшает координацию движений.

2. Создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; (уменьшает тревожное состояние , снижает агрессию , учит саморегуляции; снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение)

3. Повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект.

4. Расширяет кругозор и пространственные представления, развивает воображение и творческие способности детей;

5. Помогает корректировать нарушения в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении). Помогает развитию речи.

6. Помогает решить проблемы с социальной адаптацией .

Даже готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития, значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Умело воспользовавшись средой сенсорной комнаты можно скорректировать все эти недостатки, а так же поведение очень привередливого, замкнутого, агрессивного ребенка, то есть детей с личностными проблемами и проблемами социального развития.

Занятия в сенсорной комнате положительно влияют на развитие как здоровых детей, так и детей с недостатками зрения и расстройствами речи.

Погружение в атмосферу сенсорной комнаты напоминает о том, что кроме стрессов существуют еще и маленькие радости жизни. Самостоятельность ребенка в пространстве сенсорной комнаты формирует опыт стрессоустойчивого поведения, поскольку ставит его в ситуацию свободного выбора.

В этой необычной комнате мы узнаем, что привычный для нас мир, привычные вещи становятся совсем другими, волшебным. Здесь можно спрятаться в водопад («сухой» душ), играть со звездным светом («Звездное небо», проектор «Звезды»), наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая лампа, лампа «Аквариум»), плавать в шариках («сухой» бассейн). А еще здесь есть необычная поляна (настольный фонтан) и очаровательный зеркальный шар с бесконечным множеством бликов, напоминающий падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков», также можно поиграть с радугой, молнией и морем (проекторы «Радуга», «Море», ночник «Плазма»).

Но самое интересное еще то, что вещи в этой комнате могут меняться.

В одном помещении можно объединить среду сенсомоторного развития, темной и светлой комнаты.

Для среды темной сенсорной комнаты используем мягкие модули, сухой бассейн, предметы, безопасные при передвижении в полумраке, стимуляторы, направленные на взаимодействие детей друг с другом, со взрослым и с оборудованием при приглушенном свете (световые панно, проекторы, лампы). В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Это сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, привлекает, помогает забыть страхи, успокаивает. Именно в специально подготовленной для психологической работы темной сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется гармонично.

Среда светлой сенсорной комнаты используется как зона для игр и занятий, включая различные игровые модули для взаимодействия при дневном свете или ярком освещении, сюда входят различные мягкие модули, «сухой» бассейн, «сухой» душ, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы, музыкальные, тактильные и развивающие панно, дидактическая черепаха, 2 песочницы, магнитная доска и многое другое.

Среда сенсомоторного развития - зона где физическое развитие идет на основе игры и взаимодействия с игровым оборудованием, позволяющим именно взаимодействовать с ним, а не только выполнять физические упражнения. Это строительные мягкие модули, туннели, «перекати-поле», «сухой» бассейн, большие гимнастические мячи (игровой стретчинг), детские прыгающие мячи (фитбол), сенсорные тропы для ног, разной сложности и вида и прочее.

Сенсорная комната - многофункциональный комплекс, использование которого способно оптимизировать развитие ребенка, в ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений.

Практическим в этой комнате проводится коррекционно-развивающая и профилактическая работа со здоровыми детьми имеющими проблемы личного, социального, эмоционального развития, готовности к школьному обучению, а также с детьми с проблемами зрения и речи.

На занятиях в сенсорной комнате удачно сочетаются элементы цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии , игротерапии, сказкотерапии , в ней легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр, упражнения на дыхание и многое другое.

Совместные игры в такой сказочной, комфортной обстановке помогают раскрепоститься, поверить в свои силы, проявить смекалку. Групповые и подгрупповые занятия с дошкольниками в сенсорной комнате хорошо подходят для детей с проблемами социальной адаптации.

Игры с детьми в сенсорной комнате

Стоит учитывать, что для получения устойчивых результатов занятия в сенсорной комнате должны проводиться регулярно. Для детей полезно на занятиях использовать сказочные сюжеты, где использование какого-либо модуля будет частью сказки.

Продолжительность занятий 15-30 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).

«Путешествие по тропе»

Сначала используется одна тропа.

Используют 3 различных тропы (ребристая дорожка, дорожка со следами, тропа с различными наполнителями). Ребенок проходит по тропинке, определяет, что чувствовали его ноги, какие чувства испытывал сам ребенок.

«На море».

class="eliadunit">

Цель. Учить расслаблять мышцы, снимать эмоциональное напряжение.

Ход. Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Вы лежите или сидите на песочке. Теплый ветерок обдувает ваше тело. Вам тепло и приятно. Он нежно гладит вас по лицу, шее, рукам, ногам - по всему телу. Дышим легко, ровно и глубоко.

Вы спокойно отдыхаете слушаете шум моря и наблюдаете за движением волн. Вам легко и хорошо. Вы отдыхали, отдыхали, но пора в дорогу. Потянулись, улыбнулись, попрощались с морем и встали.

Игры с песком

«Морское дно».

Цель. Развивать воображение, образное мышление.

Ход. Дети строят из песка ландшафт морского дна и заселяют его жителями, разыгрывают воображаемый сюжет.

«Веселые Рыбки»

Цель. Создавать радостное настроение, развивать воображение.

Ход. Дети наблюдают за движениями рыбок, изменением цвета воды, обращают внимание на цвет воды, определяют, что у рыбок веселое настроение. Затем стремятся передать их движения в танце.

Вариант. Наблюдают за одной определенной рыбкой и рассказывают о ней.

Элементы цветотерапии.

Цель. Стимулировать и развивать умение соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.

Ход. Дети наблюдают за изменениями цвета воды и рассказывают, какое настроение вызывает тот или иной цвет, как меняется его настроение после наблюдения за цветом воды.

Игра «Коробочки с запахами»

Материал: коробочки или банки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправы, мылом, духами, цветами.

Ход. Педагог берет коробочку или банку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех банок, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех банок.

Игра «Вспомни, как они пахнут»

Детям предлагают по рисункам с изображением различных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветвь, небольшой дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники и др.) Вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

Игра «Удар в музыкальный инструмент»

Цель. Развивать слуховое восприятие, внимание.

Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

Ход. Детям предлагают отразить ритм, нарисованный на карте полосками (длинные - медленные удары, короткие - быстрые).

Игра «Ковер-самолет»

для детей от 3 лет.

Материал. Цветная бумага, разноцветные игрушки.

Ход. На полу лежат несколько листов цветной бумаги (сначала не более 3) и игрушки. Показывая лист бумаги, назовите предмет, окрашенный в тот же цвет.

Расскажите сказку о волшебных коврах-самолетах, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Сильный ветер понес ковры-самолеты в тридевятое царство и перемешал все игрушки и ковры. Добрый волшебник подсказал игрушкам, что если они соберутся в группы по цветам, ковры-самолеты снова поднимутся в воздух.

Сенсорная комната для детей – особое пространство, спроектированное и оборудованное специально для того, чтобы дать взрослым и детям возможность не только расслабиться и снять стресс, но и улучшить своё эмоциональное состояние, поправить здоровье. Для детей же сенсорная комната – это неиссякаемый источник возможностей для игр, творчества и полноценного развития. Такие комнаты, наполненные специальным оборудованием, создаются в детских дошкольных учреждениях, школах, больницах, санаториях. Для педагогов-психологов, работающих в данных организациях, сенсорные комнаты могут стать незаменимым инструментом, помогающим в работе с юными воспитанниками. Одним из главных предназначений таких комнат является эмоциональная и психологическая разрядка пациентов. Однако использование их для всестороннего развития ребёнка также является очень важной целью. Специальные предметы и оборудование, которыми комплектуется каждая сенсорная комната, помогают тренировать и разрабатывать органы чувств ребёнка. Здесь задействованы все органы чувств: слух, зрение, осязание, вкусовые рецепторы и обоняние. Тренировке вестибулярного аппарата также уделяется большое внимание.

Развитие детей в сенсорной комнате

Ребёнок и его развитие, здоровье – это то, что беспокоит всех ответственных родителей. Полноценно развивать своё чадо невозможно без учёта развития его сенсорных способностей:

  • возможности понимать и оценивать размеры объектов
  • определение формы
  • навыки распознавания цветов
  • слух и восприятие музыки
  • развитие тактильных ощущений

Занятия в сенсорной комнате как нельзя лучше учитывают все особенности развития личности ребёнка в данном направлении:

  • способствуют вливанию ребёнка в коллектив
  • позволяют ускорить адаптацию в социуме
  • помогают создать спокойную и комфортную для ребёнка обстановку
  • развитие успешного сенсорного развития.

Большинство предметов и оборудования, которое используется для занятий в сенсорной комнате, являются довольно необычными для детей объектами. Это только усиливает интерес ребёнка к занятиям. И способствует более эффективному погружению детей в столь комфортную среду.

Методики для занятий в сенсорной комнате

Основные методики работы, которые при этом используются, таковы: это свето- и цветотерапия, терапия музыкой и звуками, (при отсутствии аллергии). Используются специальные столы и приспособления для рисования песком и интерактивные панели для «рисования» светом. Внимание и усидчивость ребёнка, восприятие им различных цветов и их оттенков тренируются при помощи пузырьковых колонн различных типов. Фиброоптические волокна, световые панели, фонтаны и модули также используются для релаксации и игр со светом. Оборудование должно соответствовать всем требованиям электро и пожарной безопасности. Более подробная информация в рубрике .


Понятие "сенсорная комната" было введено М. Монтессори. Главные задачи сенсорной комнаты - релаксация , снятие напряжения и избавление от стресса . В нашем образовательном учреждении сенсорная комната функционирует сравнительно недавно - с января 2013 г. Но уже сегодня можно отметить большой потенциал данного метода коррекционно-развивающей работ ы.

Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания.

Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО)- одно из центральных идей является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как ценностной составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Поэтому в школе –интернате разработана и успешно применяется развивающая программа «В волшебном мире», направленная на раскрытие интеллектуально- личностного потенциала учащихся и создание условий для их эмоционально- нравственного развития.

Сенсорная комната для школьника – это идеальная обстановка, в кото-рой ребенок не только расслабляется, но и развивается, получает новые представления о мире, ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

В оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов - цветовые таблички, объемные и шероховатые буквы, различные мягкие модули.


Внимание обучающихся привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует их познавательную деятельность и мотивацию, а также эмоциональное и речевое общение, мелкую и общую моторику и двигательные навыки.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, трево- жность, агрессивность, которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей.

В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, аквалампа), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие, что является особенно важным в условиях школы - интерната, когда ребенок практически весь день находится в коллективе своих сверстников.

Особое место в программе занимают игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развитие координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и различных видов восприятия (зрительного, тактильного, слухового). Эти занятия, прежде всего, рассчитаны на детей младшего школьного возраста.
Особенно они необходимы детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ощущение безопасности и принятия способст-вуют созданию положительного эмоционального фона и повышают мотивацию детей.

В атмосфере медленно плывущего света, лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках, ребенок словно попадает в сказку. В такой сенсорной комнате создается ощущение полной безопас-ности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.


Самым важным и уникальным в программе «В волшебном мире» является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Кому показаны занятия в сенсорной комнате

Занятия в сенсорной комнате полезны детям любого возраста. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей, обусловленных возрастными или индивидуальными особенностями. Занятия с детьми от года до трех лет направлены в первую очередь на развитие:

зрительно-моторной координации (в том числе ее коррекцию);

ориентировочной реакции;

сенсорики;

пассивного словаря.

В дошкольном детстве (в три - шесть лет) с помощью оборудования сенсорной комнаты можно стимулировать психические процессы, развивать эмоциональную сферу, способности к произвольной регуляции (снижать импульсивность, учить концентрировать внимание), повышать устойчивость к стрессогенным раздражителям. Все это способствует психоэмоциональной разгрузке.

Сеансы для детей с ограниченными возможностями здоровья показаны в следую- щих случаях:

наличие неврозов и неврозоподобных состояний;

задержка психомоторного и речевого развития;

резидуально-органические поражения нервной системы (тики, заикание, энурез и др.);

аутизм;

адаптационные расстройства;

трудности усвоения программного материала;

ДЦП и двигательные нарушения другой этиологии;

нарушения слуха, зрения и речи.

Посещение сенсорной комнаты сотрудниками педагогического коллектива помогает снять психоэмоциональное напряжение, обеспечить релаксацию, повысить мотивацию к деятельности.

Противопоказания
Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности (в таком случае используются только релаксационные приемы без мигающего оборудования и ритмичной музыки). При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. Тревожным детям не рекомендуются резкие переходы от одного стимула к другому.
Дети, имеющие частичные противопоказания, должны предварительно получить консультацию и рекомендации невролога.

Сенсорная комната представляет собой пространство, специально оборудованное таким образом, чтобы максимально успешно стимулировать различные органы чувств ребенка или взрослого человека. Все элементы комнаты устанавливаются и настраиваются индивидуально, тем самым позволяя регулировать степень и глубину воздействия. В зависимости от поставленных задач можно воздействовать на зрение, обоняние, осязание, слух, вестибулярный аппарат, причем это можно делать как одновременно, так и поочередно. С помощью специальных элементов в сенсорной комнате достигается ощущение комфорта и уюта, человек чувствует себя в полной безопасности, может прийти в состояние глубокой умственной и мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения, терапии (психотерапии) и лечения различных расстройств и заболеваний. Доверительная обстановка позволяет наиболее успешно контактировать пациенту и специалисту, сглаживает острые углы при обсуждении каких-либо спорных вопросов, максимально раскрепощает партнеров по общению. Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка – что может действовать более благоприятно на психику!? Именно поэтому сенсорные комнаты часто называют лечебными и широко используют в медицинских учреждениях, а также при профилактике различных заболеваний, общих оздоровительных процедурах или устранении патологий.

Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих эффектов:

    улучшение настроения;

    появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;

    получение положительных эмоций;

    нормализация сна;

    снижение тревожности и беспокойства;

    уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;

    отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;

    повышение иммунитета;

    ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;

    ускорение процессов мозговой активности;

    стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.

Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у здоровых людей и у людей с психическими расстройствами нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития сознания, восприятия и познания окружающего мира и всех процессов, происходящих в нем. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном кабинете врача или психолога. Поэтому во многих медицинских учреждениях и организациях, специализирующихся на работе с детьми, обустраиваются сенсорные комнаты. И специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка.

Сенсорная комната используется в профессиональной деятельности очень многих специалистов. Свои занятия там могут проводить психологи, психотерапевты, логопеды, коррекционные педагоги, врачи разных направлений. В зависимости от имеющихся у пациента заболеваний или патологий проводимые сеансы могут помогать в достижении следующих целей:

    снимать напряжение, расслаблять мышечную систему;

    расслаблять организм в целом или какую-то конкретную его часть, помогать достигать состояния расслабленности и покоя;

    снимать психоэмоциональное напряжение, помогать в достижении душевного равновесия;

    активизировать работу центральной нервной системы, стимулировать протекание различных процессов в организме;

    стимулировать ослабленные реакции на внешние раздражители (образы, картины, запахи, звуки и др.) за счет большого количества сенсорных проявлений;

    развивать двигательные и познавательные функции;

    улучшать настроение, создавать благоприятный фон для общения и обучения;

    повышать мотивацию к проведению различных процедур, направленных на оздоровление организма.

Во многих образовательных организациях есть специально оборудованные сенсорные комнаты, которые используются для проведения педагогической коррекции, занятий с детьми, имеющими нарушения моторики и сенсорики, с задержкой психического развития, заболеваниями ЦНС. Сенсорные комнаты также помогают в решении проблем в школе или детском саду, снимают стрессы, снижают раздражительность и нервное напряжение в сложные периоды жизни (например, во время подготовки к экзаменам). Детей с повышенным уровнем тревожности занятия в сенсорной комнате успокаивают и приучают контролировать свои эмоции в различных ситуациях.

При работе с детьми в сенсорной комнате нужно знать особенности детской психики, влияние стимуляции органов чувств на протекание заболеваний и особенности лечения тех или иных патологий. Например, для гипервозбудимых и гиперактивных детей может быть противопоказано излишнее воздействие на сенсорную систему, поэтому следует снизить активную стимуляцию и воздействовать более мягко и спокойно. А для тревожного ребенка переходы от одного стимула к другому должны быть плавными, а не резкими.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений

Задача Название игры Описание

Развитие фонематического слуха и восприятия:

«Телеграфисты»«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»«Какой звук?» «Сосчитай, не ошибись»

Простучи шариком заданный ритмический рисунок.Стукни ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук.Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик, (синий - твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.

Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

Автоматизация звука в слогах, словах, фразах

«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»«Ты колечко надевай, фразу верно повторяй»

Повтори данный звук (слог, слово) заданное количество раз.

Надень массажное кольцо на каждый палец и повтори, как я:

«На сосне сидит сова, говорит она слова…» (автоматизация «С»),

автоматизация «Ш»:Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)

поочередно на правой и левой руке

Звуковой и слоговой анализ слов

Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”«По слогам словечко называй и на шарик нажимай

Выкладывай звуковую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.Проговори слово по слогам и нажимай ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог.

Словообразование, словоизменение

«Много - один», «Один – много»,«Назови ласково»«Чей? Чья? Чьи?» «Скажи наоборот»

Прокати шарик и назови слово в единственном числе (котята – котенок), во множественном - (машина – машины).Прокати шарик и назови ласково (стол – столик).Прокати шарик и назови: Чей? Чья? Чьи? («Хвост лисы, хвост чей?»)

Скажи наоборот (слова – антонимы)

Совершенствование навыков употребления предлогов

«Ловко с шариком играем и предлоги называем»

Клади шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Связь звука с буквой

«Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»«Шар по ладошке прокати – верно букву напиши»

Прокати шарик по написанной букве

Напиши букву и ее элементы прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.

Сенсорная комната

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

В комнате психо-эмоциональной коррекции с помощью различных элементов создаётся обстановка комфорта и безопасности. Сочетание специально подобранной цветовой гаммы, мягкого света, удобных кресел, тихой нежной музыки и специальных световых эффектов создают ощущение покоя и умиротворённости. Всё это способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний. Это «комната-доктор», используемая как дополнительный инструмент терапии, повышающая эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.

Название

модуля

Фото

Описание

Интерактивная светозвуковая панель «Лестница света»

Принцип работы этой светозвуковой панели интуитивно понятен и детям и взрослым - датчик реагирует на громкость звука в комнате и зажигает тем большее количество световых модулей, чем громче звук. Панель идеально подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий, помогает выработать понимание причинно-следственных связей и просто поднимает настроение. Высота - 102 см., ширина - 38 см., толщина - 20 см.

Полусфера зеркальная с мотором

Полусфера зеркальная с мотором предназначена для создания/усиления зрительных ощущений в сенсорной комнате.

Вращающаяся полусфера отражает узконаправленные на нее лучи светового прибора (пушки) и распространяет отсветы в разные стороны. При этом создается ощущение космического пространства, полета по ночному небу. Все это располагает к расслаблению и отвлечению от повседневных проблем.

Подобные эффекты могут использоваться и на праздничных мероприятиях для создания атмосферы сказочности и волшебства.

Стол-мозаика

Стол выполнен из высококачественного дерева.

Столик накрывается акриловым стеклом 4 мм. При работе стекло снимается. Шарики можно перемещать как с верхней части стола, так и с нижней (находясь под столом).

Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики ребенок воспитывает целенаправленность деятельности, внимательность и наблюдательность

Сенсорный уголок

Воздушно-пузырьковая колонна дает сильную зрительную, тактильную, слуховую стимуляцию. Пузырьковая трубка мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись к трубке, вы почувствуете мягкую вибрацию пузырьков. Безопасное угловое зеркало создает оптический эффект расширения пространства.

Установка для ароматерапии

Распылитель генерирует аэрозоль, по своим физическим параметрам очень близкий к параметрам природных аэрозолей эфирных масел, выделяемых растениями. Наиболее удачно применение эфирных масел с помощью прибора "Эфа" при следующих состояних: ослабление иммунитета; умственное переутомление; тревожное состояние, бессонница, депрессия; снижение памяти, стресс, невроз; агрессия, замкнутость; боль различной локализации; зашлакованность организма; угроза эпидемии.

Светильник для подсветки фиброоптического волокна COLOR-F

Пучок фиброоптических волокон - самый доступный и универсальный вид фиброволокна. Просто закрепив источник света в удобном для Вас месте, Вы можете разместить пучок на полу, рядом с мягким сиденьем или сухим бассейном. Перебирая руками волокна, наблюдая за плавной сменой цветов, Вы сможете снять стресс и расслабиться. Волокна абсолютно безопасны:

их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей со слабым зрением.

Модульный лабиринт

Лабиринт развивает координацию, мелкую моторику. Наблюдение за движением шарика по лабиринту отлично укрепляет мышцы глаз.

Тактильно-разивающая панель "Кисточки"

Служит для

развития тактильных ощущений.

Тактильно-развивающая панель "Разноцветное домино"

Предназначена для развития мелкой моторики, тактильной и зрительной стимуляции. Идеально подходит для изучения цветов

Балансировочная доска-лабиринт

Основная функция балансировочных лабиринтов - стимуляция деятельности вестибулярного аппарата, развитие навыков проприоцепции. Удержать равновесие, стоя на балансировочном диске, совсем непросто

Лабиринт "Спираль"

Ручные лабиринты предназначены как для детей, так и для взрослых. Тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.

Держась за боковые ручки, лабиринт можно двигать в воздухе, можно положить на стол или на пол. Высокие бортики гарантируют, что шарик не выпадет из лабиринта.

Каждый лабиринт имеет свою ступень сложности.

Настенный лабиринт квадратный

Настенные лабиринты тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.

Декоративно-развивающая панель "Дерево"

На стволе и в нижней части панели "Дерева" находятся лабиринты, по которым можно двигать жучков и цветы. Ствол дерева и крона состоят из нескольких элементов, что создает объемный эффект

Декоративно-развивающая панель "Пруд"

Лабиринт и движущиеся элементы (лягушки) панели "Пруд" предназначены для развития мелкой моторики.

Тактильная панель с декоративными элементами

На корпусе многофункциональной панели совмещены звуковые, игровые и декоративные элементы различных форм, размеров, фактуры и цветов.Посередине панели имеется «Волшебное» безопасное зеркало, заглянув в которое, можно увидеть «Звездное небо», усыпанное множеством ярких мерцающих и разноцветных звездочек.

Оптоволоконная подсветка нескольких элементов панели послужит отличным релаксантом, тренажером визуального восприятия и воображения при полном или частичном отсутствии освещения. Панель развивает осязательные навыки, идеальна для людей с ослабленным зрением.

Релаксационные кресла "Капелька"

Кресла очень удобные, легкие. Удобное сидение каждого кресла, наполненное полистирольными гранулами. Кресло служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на кресле можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв кресло под себя, обнять его и расслабить мышцы спины.

Поверхность кресла способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Лёгкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счёт лёгкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело.

Упражнения в сенсорной комнате

Воздушно-пузырьковая колонна

- Упражнение «Мысленная картина» выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны.

Цель: Создание хорошего настроения, тренировка зрительной памяти. Детям нужно посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну, закрыть глаза и попытаться удержать увиденное в памяти.

Обсуждение: удалось ли удержать увиденное в памяти, ощущения.

- Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: Сплочение коллектива, зарядка положительными эмоциями, развитие коммуникативных навыков, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие цветового восприятия, релаксационный эффект.

Дети стоят около колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и опусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.

Световая каскадирующая трубка

- Упражнение «Коса». Дети садятся рядом с этим прибором, перебирают волокна, заплетают косы, общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.