Возникновение и развитие юридической психологии кратко. Введение в юридическую психологию. Ранняя история юридической психологии

Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.

Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы. Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией: психология и юридическая психология весь путь развития прошли «рука об руку».

Сам термин «психология » начал появляться в философской литературе уже в XVII–XVIII вв. и означал науку о душе, умение понимать душу человека, его устремления и поступки. В XIX в. психология покидает лоно философии и выделяется в самостоятельную отрасль знания, приобретая несколько иной – естественно-научный – оттенок. Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Именно введение строгого, контролируемого эксперимента обозначило становление психологии как науки.

Конец XVIII – начало XIX вв. отмечены ростом интереса ученых и общественников к проблеме человека. Принципы гуманизма (от лат. humanita– человечность), ведущего в то время философского течения, подтолкнули революционеров к созданию первой в Европе «Декларации прав человека и гражданина». Победа Великой французской революции (1789–1794) и принятие в 1789 г. нового законодательства положили начало активному внедрению юридической психологии в судебную практику.

В это время зародилась антропологическая школа права, уделявшая особое внимание «человеческому фактору». Появились труды К. Экартсгаузена («О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений», 1792), И. Шауманна («Мысли о криминальной психологии», 1792), И. Гофбауэра («Психология в ее основных применениях к судебной жизни», 1808), И. Фредрейха («Систематическое руководство по судебной психологии», 1835).

Более полувека спустя подобный процесс начался и в России. Судебная реформа 1864 г. подготовила благотворную почву для использования психологического знания юристами-практиками. Введение принципов состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.

Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям». В дореволюционной России юридическая, или как тогда говорили, судебная, психология развивалась достаточно мощно. Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.

Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных. Знание как теории, так и практической стороны дела придавало его работам особую ценность.

В 1912 г. в Германии проходит юридический конгресс, на котором юридическая психология обретает официальный статус в качестве необходимой составляющей первоначального образования юристов. Интересно и то, что, пока Запад решал вопрос о востребованности новой науки юристами, в Московском университете уже в 1906–1912 гг. читался курс «Уголовная психология».

Послереволюционный период оказался достаточно благоприятным для дальнейшего развития отечественной психологии. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия. Отечественная наука во многом опережала зарубежную.

Значимое место отводилось и юридической психологии – необходимо было быстро наводить порядок в новом государстве: бороться с бандами, повсеместно орудовавшими в послевоенные годы, обеспечивать безопасность на улицах городов, воспитывать и перевоспитывать малолетних беспризорников. В 1925 г. в Москве был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в мире специализированным криминологическим институтом. Отдельные кабинеты и лаборатории по изучению преступности открывались и в ряде периферийных городов – Ленинграде, Саратове, Казани, Харькове, Баку.

На Западе же в это время выходят работы Ч. Ломброзо, Г. Гросса, П. Кауфмана, Ф. Вульфена. Активно развиваются психоаналитическая теория и учение бихевиористов.

Сокрушительный удар по социальным и гуманитарным дисциплинам нанесли репрессии 1930-х гг. Не избежала этой участи и психология – были закрыты важнейшие лаборатории и исследовательские центры, подверглись репрессии многие видные ученые. Психология, в том числе и юридическая, была фактически подчинена педагогике. Полностью прекратились все психологические исследования, находящиеся на стыке с юриспруденцией. Такое положение дел установилось на долгий срок, и только оттепель 1960-х гг. изменила его к лучшему.

С развитием космонавтики, техники, деятельности полярных экспедиций психология постепенно начала обретать статус самостоятельной и значимой дисциплины. Дала знать о себе и социология – в виде массовых статистических опросов и публицистических размышлений. Важным моментом стал 1964 г. – дата принятия специального постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране». В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а уже в 1965 г. в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Стали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. Дальнейшее осмысление теоретических и методологических проблем пришлось на конец 1960 – начало 1970-х гг.: появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова.

На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: активное сотрудничество психологов и юристов принесло немалые плоды. Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.

После «второй русской революции » наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.

В настоящий момент открываются новые направления совместной работы юристов и психологов: осознана необходимость обеспечения специальным психологическим знанием работы оперативно-следственных групп, следователей, прокуроров и судей, создания центров психологической помощи потерпевшим. К новым, экспериментальным направлениям можно отнести введение института ювенальной юстиции, требующее введения в работу правоохранительных органов новых психологических структур: специализированного телефона доверия для подростков при отделениях милиции, групп воспитателей и психологов нового поколения в детских исправительно-трудовых учреждениях.

Юридическая психология (ЮП)) имеет длительный исторический путь развития научного знания, объясняющего причины преступности и намечающего научно обоснованные подходы к решению данной социальной проблемы.

В развитии ЮП можно условно выделить несколько основных этапа :

  • 1. Ранняя история ЮП - XVIII в. - первая половина XIX в.
  • 2. Становление ЮП как науки - конец XIX в. - начало XX в.
  • 3. Создание ЮП в начале XX столетия, когда в ее основу были положены концептуальные научные психологические теории.
  • 4. Новая и новейшая история ЮП XX-XXI вв.

Прежде остановимся на развитии этой науки в зарубежных странах. Первые работы об использовании психологических познаний в уголовном судопроизводстве стали появляться в Германии в конце XVIII в. В работах К. Экартсгаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» (1792 г.) и И. Шауманна «Мысли о криминальной психологии» (1792 г.) была сделана попытка психологического рассмотрения личности преступника. В 1808 г. вышла работа И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни», а в 1835 г. - работа И. Фредрейха «Систематическое руководство по судебной психологии», в которых также рассматривались психологические аспекты личности преступника, уголовного судопроизводства, делалась попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений. Интенсивное развитие зарубежной юридической психологии началось в конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии, в результате сформировались 5 основных направлений исследования :

  • 1) криминальная психология;
  • 2) психология свидетельских показаний;
  • 3) психология методов диагностики («причастности»), т.е. установления виновности подозреваемого и обвиняемого;
  • 4) психологическая экспертиза;
  • 5) психология следственно-судебной деятельности как профессии («психотехника»).

В такого рода исследования включились известные юристы и психологи - Г. Гросс, А. Бине, В. Штерн, К. Юнг, М. Вертгаймер.

В начале XX в. швейцарский психолог Э. Клапаред в научный обиход ввел понятие «юридическая психология», которое характеризовало активно развивающуюся прикладную отрасль психологии, исследующую проявление и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом. В 20-30 гг. ХХ в. зарубежные ученые стали активно внедрять в практику правового регулирования методические наработки таких школ психологии, как психоанализ, бихевиоризм, психотехника. В то время пик активности наблюдался и в психотехническом обеспечении правового регулирования. Руководствуясь методологическими ориентирами, сформулированными основателем психотехники Гуго Мюнстербергом, его последователи стремились разработать психологический. В 30-70-е гг. получили дальнейшее многоплановое развитие как теоретические разработки, так и разносторонние подходы в создании инструментария психодиагностики, психокоррекции и психотерапии, которые достаточно активно использовались и используются ныне в юридической психологии.

Развитие юридической психологии в России имеет сложную и противоречивую историю и условно подразделяется на несколько периодов :

  • 1. Развитие юридической психологии в России в начале века (до 1917 года);
  • 2. Период развития советской юридической психологии (до 1991 года);
  • 3. Постсоветский период развития ЮП (с 1991 года по настоящее время).

В России о необходимости учитывать психологию преступников еще в XVIII веке высказывался И.Т. Посошков, предлагавший в «Книге о скудности и богатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Однако какого-либо влияния на уголовное судопроизводство она не оказывала, поскольку в то время господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, не нуждавшийся в применении психологических знаний. Уголовное судопроизводство было основано на тайном, письменном процессе, на стремлении получить признание обвиняемого любой ценой, в том числе с помощью самых изощренных, зверских пыток.

Активизировалось развитие отечественной юридической психологии после судебных реформ 60-х гг. XIX столетия. В 1863 г. выходит учебник Б.Л. Спасовича «Уголовное право», в котором используется большое количество психологических данных. А в 1874 г. в Казани выходит в свет первая монография по судебной психологии, написанная А.А. Фрезе «Очерки судебной психологии». Обе книги оказали значительное воздействие на развитие судебной психологии России.

В 1907 г. по инициативе В.М. Бехтерева был создан Научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебная психология». В 1909 г. в рамках этого института был создан Криминологический институт. Судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться в России как самостоятельная прикладная отрасль психологии. В судебной психологии намечается круг своих специфических проблем - изучение психики преступников, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др. В 1912 г. вышел фундаментальный труд В. Бехтерева «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности». В судебно-психологические исследования активно включались психологи (А. Нечаев, Д. Завадский и др.).

Таким образом, сформировались основные направления развития ЮП :

Первое направление, как и на Западе, - криминальная психология.

Второе направление - развития судебной психологии в России - исследование психологии свидетельских показаний. В работах многих авторов доказывалась невозможность получения объективной, достоверной информации у свидетелей.

Третье направление - судебно-психологическая экспертиза. Первое обращение к использованию психологических знаний в юридической практике относится к 1883 г. и связано с расследованием изнасилования, в котором обвинялся московский нотариус Назаров, а потерпевшей была актриса Черемнова. Предметом экспертизы было психическое состояние актрисы после ее дебюта: первое выступление в спектакле привело ее к такому упадку сил, что она оказалась неспособной оказать какое-либо физическое сопротивление насильнику.

Четвертое направление связано с изучением проблем повышения производительности труда, что привело к активизации исследований по психологии труда (психотехнике), которые стали проводить и по изучению психологических особенностей деятельности следователя (психология следственной деятельности).

Резко возрос интерес к юридической психологии в первые годы после революции , стали изучаться психологические предпосылки преступности, психологические аспекты ее предупреждения. Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. Уже на I Всероссийском съезде по психоневрологии в 1923 г. работала секция криминальной психологии. В 1930 г. состоялся 1-й съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. Однако в это время были допущены и крупные биологизаторские ошибки, резкая критика которых в начале 30-х гг., а также последующий правовой волюнтаризм привели к неоправданному прекращению судебно-психологических исследований. Никакие психологические исследования в сфере права не допускались. И только в 60-х гг. прошлого столетия постепенно начали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения эффективной правоприменитель-ной деятельности. В 1964 г. было принято специальное постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране», в соответствии с которым уже в следующем учебном году в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». В 1968 г. в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (в НИИ Генеральной прокуратуры) был создан сектор психологии под руководством профессора А.Р. Ратинова, который в то время возглавил возрождение юридической психологии в нашей стране. Его фундаментальная работа «Судебная психология для следователей» (1967) и ряд публикаций по методологическим вопросам юридической психологии заложили основы развития современной отечественной юридической психологии. На съездах психологического общества СССР стала функционировать секция судебной психологии. В 1974 г. в составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского организована лаборатория психологии. Начались широкие исследования по судебно-психологической экспертизе. Существенные изменения, произошедшие в 1970-80-х гг., потребовали соответствующих преобразований в подготовке юридических кадров. Преподавание юридической психологии в юридических вузах стало одним из основных средств гуманитарной переориентации юристов. Разработанные учебные программы, учебники и учебные пособия позволили нормализовать преподавание общей и юридической психологии в юридических вузах, сформировать юридическую психологию как учебную дисциплину. Интенсивно формируются и ее научно-методологические основы.

Происходившие в нашей стране изменения открыли доступ к информации, необходимой для дальнейшего развития всех наук, в т.ч. и юридической психологии, и за последние десятилетия имеют широкий диапазон. Это не только психологическое изучение профессии следователя, судьи, психологии оперативно-розыскной деятельности, психологии дознания и следствия, проблем судебно-психологической экспертизы, но и углубленное исследование личности преступника, мотивации преступного поведения, психологических аспектов профилактики правонарушений, психологии деятельности исправительно-трудовых учреждений, психологических условий эффективности правовых норм, психологии судопроизводства, правомерного поведения и др.

Позитивные изменения наблюдаются в плане организации научных исследований. Указанные процессы свидетельствуют о выходе юридической психологии в настоящее время в России на новый этап развития. В настоящее время существует значительное число специализированных научных центров и академических институтов, где ведутся целенаправленные исследования по проблематике юридической психологии.

Введение в юридическую психологию вопрос: Юридическая психология как прикладная отрасль психологии. вопрос: Возникновение и развитие юридической психологии. Возникновение и развитие юридической психологии за рубежом. Возникновение и развитие юридической психологии в России.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 1

Лекция 1. Введение в юридическую психологию

1 вопрос:

2 вопрос:

2.1.

2.2.

3 вопрос:

1 вопрос: Юридическая психология как прикладная отрасль психологии.

Психология (от греч. «псюхе» – душа, «логос» – учение, наука) – это наука о закономерностях, особенностях развития и функционирования психики как особой формы самоорганизации человека, которая проявляется в его отношениях с самим собой, окружающими его людьми и миром в целом. Этим многообразием отношений человека объясняется достаточно большое число различных прикладных отраслей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности. Достаточно вспомнить такие бурно развивающиеся прикладные отрасли психологической науки, как детская и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, военная, авиационная, космическая психология, психология спорта. В этот ряд необходимо поставить и юридическую психологию, которую мы с вами будем изучать в течение семестра.

Юридическая психология – прикладная область психологии, изучающая психическую активность человека в сфере правоотношений.

Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология рассматривает закономерности и особенности психической жизни субъектов применительно к сфере правовой регуляции. Однако эта специфика настолько значительна, что вся система юридической психологии, ее понятийный аппарат согласуются с логикой правового регулирования, правовых факторов. Именно поэтому юридическая психология включает в себя помимо разработки общих для нее вопросов (предмет, система, методы) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологического обеспечения право-применительной деятельности, правотворчества, к правовому сознанию как источнику правовой активности людей и внутреннему регулятору их юридически значимого поведения.

Юридическая психология по соотношению ко всему спектру нормативно-правовых и научно-юридических феноменов является не частной областью знаний, т.е. одной из множества научных дисциплин, способствующих совершенствованию правового регулирования, а выступает в роли дополняющей науки.

Основными объектами изучения юридической психологии являются личность и деятельность .

Юридическая психология изучает не только психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но и исследовать психологические особенности самой деятельности, связанной с осуществлением правосудия в целом и ее отдельными функциями.

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями психологические исследования оперативно-розыскной, следственно-прокурорской, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помощи (нотариата, адвокатуры) населению, юридическим лицам.

Как прикладная отрасль юридическая психология имеет тесную взаимосвязь прежде всего с фундаментальными психологическими науками: историей психологии, общей и социальной психологией.

Влияние психологической науки на развитие юридической психологии происходит через использование ее представителями:

Методологии;

Классификационных теоретических схем;

Общих законов и механизмов возникновения, проявления и развития психических явлений .

Для современной юридической психологии характерны очень тесные взаимосвязи со многими смежными психологическими дисциплинами : дифференциальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, психологией труда, психологией управления и др.

При принятии во второй половине 90-х годов нового законодательства введено значительное число новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер . Так, в Уголовном кодексе РФ, введенном в действие с 1997 года, включены нормы, связанные с уголовной ответственностью лиц:

- с психологическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22);

- с деянием, совершенным по легкомыслию (ст. 26);

- с определением несоответствия психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ч. 2 ст. 28);

- с выявлением устойчивости и сплоченности как признаков преступной группы (ч. 3,4 ст. 35);

- с определением психического принуждения (ст. 40), особой жестокости (п. «д» ст.105, п. «б» ст.111, п. «в» ст. 131), аффекта и длительной психотравмирующей ситуации (ст.107,113), психологических страданий (ч. 1 ст. 117) и т.д.

2 вопрос: Возникновение и развитие юридической психологии.

2.1. Возникновение и развитие юридической психологии за рубежом.

Интерес к психологическим знаниям в правоведении появляется задолго до того, как под влиянием успехов в естествознании психология становится самостоятельной наукой. Как самостоятельная наука психология существует с 1879 года, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832–1920) открыл первую психологическую экспериментальную лабораторию. Однако уже 1792 г. немецким естествоиспытателем К. Эккартсгаузен (1752–1803) написана книга «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений». Тогда же выходит книга И.Х. Шауманна (1768–1821) «Мысли о криминальной психологии», в которой анализируются отдельные уголовно-правовые понятия.

Таким образом, в XVIII – XIX вв. на основе новой правовой идеологии зарождается специализированная отрасль психолого-юридических знаний – криминальная, а затем и более широко – судебная психология.

Во второй половине XIX в. зарождается антропологическая школа права, повышается интерес юристов к «человеческому фактору». В конце XIX в. в связи с формированием криминалистики и криминологии интенсивно формируется судебная, а затем и юридическая психология. Известный французский психолог Э. Клапаред, читавший курс лекций по судебной психологии в Женевском университете, значительно расширил круг судебно-психологических проблем и в начале ХХ в. ввел термин «юридическая психология». Основоположник криминалистики Ганс Гросс создал фундаментальный труд «Криминальная психология» в котором рассматривал судебную психологию как прикладную отрасль общей психологии. Г. Гросс познакомил юристов с современными ему достижениями в экспериментальной психофизиологии (с учением Густава-Теодора Фехнера о закономерностях ощущений), с особенностями психомоторных реакций человека, с закономерностями мышления, памяти и др. Получает развитие психология формирования и получения показаний (Марбе, Штерн, Вертгеймер). Альберт Хельвинг разрабатывает психологию допрашивающего (полицейского, судьи, эксперта) и допрашиваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), разрабатывает психологическую технику допроса.

Однако вплоть до возникновения глубинной психологии в первой половине ХХ века судебная психология оставалась в основном эмпирической, описательной наукой . Преступная личность, ее мотивационная сфера описывались такими аморфными понятиями, как жестокость, агрессивность, месть, корысть, бессовестность, склонность к садизму и т. п. социально-психологические закономерности долгое время оставались в забвении. При массовых обследованиях причин преступлений полагались на мнение самих преступников. На очереди стояла проблема психодиагностики личности преступника, психологический анализ лиц, совершивших однородное преступление. Появляется ряд специальных исследований. Так, А. Бьерре на большом эмпирическом материале (заключенных центральной стокгольмской тюрьмы) провел исследование «Психология убийства», проанализировал психически «слабые места» этой категории преступников, особенности их социальной дезадаптации, социальной отчужденности.

Под влиянием психоаналитической теории Зигмунда Фрейда судебные психологи стали предпринимать попытки проникновения в подсознательную сферу преступников, раскрытия глубинных личностных образований (Франц Александер, Гуго Штауб, Альфред Адлер, Вальтер Бромберг и др.). Заключенные обследовались с помощью психодиагностических тестов и других психоаналитических методов (Л. Хаблин –Смит и др.). Психологи и криминологи пришли к выводу, что у большинства преступников не развита психическая сфера личности, именуемая З. Фрейдом как Супер-Эго (Сверх-Я), разорвана внутренняя структура социального самоконтроля, наличествует дисбаланс во взаимодействии тормозных и возбудительных процессов. Преступная наклонность формируется, по мнению указанных авторов, в результате неудач в стабилизации своего Эго (Я), вследствие ранней психической травматизации.

В первой половине ХХ века судебная (уголовная) психология особенно интенсивно развивалась в Германии . Немецкие криминологи перенесли центр тяжести в своих исследованиях на изучение личности преступника, среды его обитания (Франц фон Лист, Моритц Липман и др.).

В немецкой судебной психологии и криминологии утвердились психопатологическое и биологическое направления. Основные причины преступлений стали усматриваться в психологических и психопатических факторах: аномалии воли, мышления, неустойчивость настроения и т. п. Эрнст Зеелинг и Карл Вайндлер сделали одну из первых попыток классификации типов преступников, полагая, что только на этом пути можно выявить подлинные причины преступности. Они выделили восемь типов преступников: профессиональные, имущественные, сексуальные, случайные, примитивно реагирующие, злостные (убежденные), хулиганствующие, не желающие работать. Личностные особенности этих преступников должны изучаться, по их мнению, комплексом наук – биологией, психологией и психиатрией.

В США юридическая психология традиционно тесно связана с криминалистикой. Эти исследования сосредоточены в университетах, но общее руководство ими осуществляется федеральным министерством юстиции.

В Италии судебная психология традиционно ориентирована на клиническое направление, во Франции – на социально-психологическое и социологическое направление.

В Бельгии и во Франции функционируют центры изучения подростковой преступности. Исследование преступности в Японии ориентировано в основном на психиатрию.

Среди социально-психологических факторов преступности в современных исследованиях выделяются дефекты социального контроля, разрушение социальных связей, условия, содействующие криминальному научению, дефекты социализации. Авторами наиболее крупных работ в области зарубежной юридической психологии являются: Г. Тох (Правовая и криминальная психология. Нью-Йорк, 1961), М. Липманн (Основы психологии для юристов. Лейпциг, 1914), Д. Абрахамсен (Криминальная психология. Нью-Йорк, 1967), бельгийский криминалист и психиатр Р. Луваж (Психология и преступность. Гамбург, 1956), Н. Джонстон (Психология наказания и исправления, Лондон, 1970), Г. Тосб (Психология преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1979) и др. В этих работах широко используются социально-психологические и криминологические идеи французских социологов Габриэля Тарда (1843–1904) и Эмиля Дюркгейма (1858–1917).

2.2. Возникновение и развитие юридической психологии в России.

В России лекции по «Уголовной психологии» в Московском Императорском университете читались с 1806 года , а первая монография по судебной психологии была издана в Казани в 1874 году , автором которой был профессор А.У. Фрезе (1826–1884). Будучи психиатром, автор считал, что предмет судебной психологии – «применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни».

В 1877 году юрист Л.Е. Владимиров выступил со статьей «Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям», в которой отмечал, что социальные причины преступности находят почву в индивидуальных характерах, изучение которых обязательно для юристов.

В конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии судебная психология постепенно оформляется в самостоятельную науку. Крупнейший ее представитель Д.А. Дриль указывал, что психология и право имеют дело с одними и теми же явлениями – законами сознательной жизни человека.

В 80-х годах XIX в. начинается деятельность выдающегося русского юриста А.Ф. Кони, который постоянно уделял большое внимание связи уголовного права с психологией. Тогда же начинают активно работать выдающиеся русские психиатры и психологи – В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков и

В.П. Сербский. В.М. Бехтерев разрабатывал конкретные судебно-психологические проблемы, а С.С. Корсаков и В.П. Сербский выдвинули ряд плодотворных концепций, пограничных между психиатрией и судебной психологией. В это же время к вопросам криминальной психологии обращаются и профессиональные психологи – Н.Я. Грот, А.В. Завадский, А.Ф. Лазурский.

На рубеже XIX и ХХ вв. в России остро ставятся проблемы психологического исследования (экспертизы) участников уголовного процесса. В ряде случаев преступность рассматривалась как психопатология. Однако идеи Ч. Ломброзо о врожденной преступности не имели широкого распространения в России и были подвергнуты резкой критике передовыми юристами.

В начале ХХ века в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л.И. Петражицкий, в 1898 –1918 гг. руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете. Петражицкий полагал, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений. Однако социальную обусловленность права Петражицкий подменил психологической обусловленностью, утверждая, что реально существуют только психические процессы, а социально-исторические образования – их внешние проекции. Петражицкий, находясь под влиянием фрейдизма, преувеличивал роль подсознательно-эмоциональной сферы психики в поведении людей, в формировании правовых норм. Психологическая школа права исходила из полной совместимости права и психологии. Юридическая психология не была осмыслена психологической школой права как пограничная область между правом и психологией. Однако, несмотря на общую несостоятельность психологической школы права, она привлекла внимание юристов к психологическим аспектам права. Идеи Петражицкого оказали значительное влияние на развитие судебной психологии в начале ХХ в.

В формировании русской школы социологии, социальной психологии и криминологии выдающуюся роль сыграл Питирим Александрович Сорокин (1889–1968). Будучи высланным из советской России в 1922 году, Питирим Сорокин стал деканом факультета социологии Гарвардского университета и президентом международной социологической ассоциации. Классические работы П.А. Сорокина («Современные социологические теории», «Преступление и кара, подвиг и награда» и др.) широко опубликованы в США и во многих европейских странах. Еще в студенческие годы Сорокин сотрудничал с Бехтеревым, Петражицким, Павловым, Ковалевским, Ростовцевым. Все правила поведения П. Сорокин классифицирует на три группы: дозволенные, запрещенные и рекомендованные. Динамика стереотипов (шаблонов) поведения зависит от социальной и культурной динамики («Социальная и культурная динамика» в 4-х томах, 1937–1941). В силу неодновременности социальной и культурной динамики возникают межгрупповые и внутригрупповые конфликты. Групповое единство либо распадается, либо сохраняется принудительно. «Протестанты» приводятся в повиновение посредством положительных санкций – наград и отрицательных санкций – кар (наказаний). Нарушение социального шаблона превращается в преступление, а социальная реакция на него – в наказание. Следует учитывать, отмечает Сорокин, что между «официальным законом» и ментальностью общества всегда существует определенное расхождение. И это расхождение тем больше, чем быстрее развиваются социальные процессы.

В 1902–1903 гг. выходит двухтомное исследование Г.С. Фельдштейна «Психологические основы учения о виновности». Известный юрист М.Н. Гернет в свой учебник «Уголовное право» (1913 г.) включил параграфы «Психология преступника» и «Психология заключенного». Однако во всех работах по судебной психологии до начала ХХ в. психологические положения лишь механически применялись к отдельным правовым явлениям.

В 1907 году по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дриля был создан научно-учебный Психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебной психологии». А в 1909 году в рамках Психоневрологического института был создан Криминологический институт. Судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологии. В судебной психологии наметился круг основных проблем – изучение психики преступников, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др. В разработке судебно-психологических проблем активно участвовал В.М. Бехтерев.

В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей. Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний.

Уже в 1923 году на I Всероссийском съезде по психоневрологии под руководством криминалиста С.В. Познышева работала секция криминальной психологии. Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для криминально-психологических исследований. Вслед за этим во многих городах – Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Минске, Баку и др. – организуются криминально-психологические кабинеты и кабинеты научно-судебной экспертизы, в составе которых были секции криминалистической психологии, которые исследовали психологию преступника и преступления.

В 1925 году в Москве был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. К работе в биопсихологической секции института были привлечены крупные психологи. За время существования (до реорганизации в 1929 г.) институт опубликовал около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии. Из наиболее значительных работ по судебной психологии 20-х годов следует отметить работы К. Сотони, С.В, Познышева, А.Р. Лурии, А.Е. Брусиловского. Были осуществлены массовые психологические обследования различных групп преступников – убийц, хулиганов, сексуальных правонарушителей и др. Исследовались проблемы исправительной психологии, а экспериментальное исследование свидетельских показаний было включено в план работ Московского института психологии.

В 1930 году состоялся I съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. На секции были заслушаны и обсуждены доклады А.С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А.Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе». В докладе А.С. Тагера были намечены основные разделы судебной психологии: 1) криминальная психология (психологическое изучение поведения преступника), 2) процессуальная психология (психологическое исследование организации судопроизводства), 3) пенитенциарная психология (изучение психологии исправительной деятельности). Однако в то время были допущены и крупные биологизаторские ошибки. Резкая критика этих ошибок в начале 30-х годов, а также последующий правовой волюнтаризм привели к неоправданному прекращению судебно-психологических исследований. Были нарушены элементарные основы законности.

Высшая надзорная инстанция Прокуратура СССР в 1935 году своей Директивой официально санкционировала беззаконие: «Дела, по которым нет достаточно документальных данных для расследования в судах, направлять для рассмотрения Особым совещанием при НКВД СССР». Нарушение элементарных прав личности, законности стало нормой карательного аппарата. Это привело к глубоким деформациям в общественном правосознании, аномалиям в системе права. Понятие «революционная законность» стало зловещим орудием нарушения прав человека. Произошла социально-ценностная дезориентация общества. Политическая власть стала рассматриваться не как инструмент эффективного общесоциального управления, а как средство подавления самопроявления личности. Свобода человека в творчестве, миропонимании, в мышлении стали основными объектами жандармского преследования. Преследовалась по существу животворящая духовность человека, деформировалась его психика. В советском правоведении утвердилось понимание сущности права как воли господствующего класса, как орудия регламентации, контроля и наказания отклоняющегося поведения. Такое забвение социально-правовой и социально-психологической природы законов неизбежно привело к девальвации выраженных в них ценностей и регулятивных возможностей, к развалу единого механизма социальной регуляции и постепенному распаду всего социально-нормативного порядка.

До середины 60-х годов проблемы юридической психологии были преданы забвению. Зародившиеся в 60-х годах тенденции к демократизации общества вызвали развитие общественных наук, активизировались исследования и по юридической психологии.

В 1964 году вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». На основе этого Постановления в 1966 году в юридических вузах страны было введено преподавание общей и судебной психологии. В этой обстановке стали появляться исследования по судебной психологии, психологии допроса, исправительной психологии. В коллективном труде «Теория доказательств в советском уголовном процессе», увидевшем свет в Москве в 1966 г., в главу «Процесс доказывания» был включен параграф «Психологическая характеристика познавательной деятельности в процессе доказывания», написанный профессором А.Р. Ратиновым. Значительным событием явилась и монография последнего «Судебная психология для следователей», опубликованная в 1967 году.

В 1971 году в Советском Союзе была проведена первая Всесоюзная конференция по проблемам судебной психологии. В обществе психологов СССР стала функционировать секция «Судебная психология». В структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности был создан сектор психологии. В ряде юридических вузов создаются кафедры юридической психологии. В составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского была создана лаборатория психологии. Однако связь психологии и права осуществлялась лишь в сфере

уголовного судопроизводства.

В 70-х годах рядом ведущих сотрудников Института государства и права (Кудрявцевым В.Н., Нерсесянцем В.С., Яковлевым А.М. и др.) была осуществлена коренная переориентация правоведов в сторону гуманистической сущности права, был преодолен репрессивный уклон в его трактовке. Существенные изменения в правоведческой парадигме, произошедшие в 70-х годах, потребовали соответствующих преобразований в подготовке юридических кадров. Преподавание юридической психологии в юридических вузах стало одним из основных средств гуманитарной переориентации юристов, расширения их компетентности в области «человеческого фактора».

В настоящее время отечественная юридическая психология благодаря усилиям многих исследователей (А.В. Дулова, В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, М.М. Коченова, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, А.М. Столяренко) приобрела статус развернутой научной дисциплины. Однако многие ее направления, разделы разработаны еще не достаточно. К их числу относятся психология гражданского судопроизводства, психология частного и предпринимательского права, психология судьи, адвоката, прокурора, принятых судебных решений, индивидуализации наказания и др. Более глубокого изучения требуют социально-психологические проблемы правотворчества, правовой социализации личности и ресоциализации осужденных. В связи с социальной реформацией общества возникает острая необходимость исследования формирования новых социопсихотипов, механизмов формирования демократического правосознания и стереотипов правоисполнительного поведения в условиях формирующегося правового государства, а также исследование криминогенных факторов в новых социально-экономических условиях.

3 вопрос: Качественные характеристики личности юриста и требования, предъявляемые к работникам правоохранительных органов.

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности специалиста. Существует ряд качеств, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним профессиональными задачами. Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией. Психологическая профессиография занимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне.

Психологический анализ профессиональной деятельности юриста охватывает требуемые личностные качества сотрудников правоохранительной системы, их социально-психологические особенности и рассматривает отдельные структурные компоненты их деятельности. Выделение этих структурных образований позволяет разработать профессиограмму правоприменительной деятельности – описать различные объективные характеристики деятельности и требования к индивидуальным особенностям человека, определить психограмму – профессионально значимые свойства личности юриста – и в конечном счете создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Профессиональная деятельность юристов, особенно работников органов прокуратуры и суда, представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда юриста, но может быть полезным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе. Здесь психологическая профессиография выполняет профориентационную функцию.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто находится на переднем крае борьбы с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы. Зачастую нервно-психические перегрузки усугубляются нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций и различных заболеваний, развивающихся на этой почве. Грамотный подход к организации труда, использованию человеческих ресурсов, кадровой расстановке, планированию повышения квалификации сотрудников, организации отдыха и реабилитационных мероприятий тоже немаловажен. Любая организация должна не только найти профессионалов, но и сохранить их.

Таким образом, задачи психологии трудовой деятельности юристов сводятся к следующим основным задачам: профессиографии, профессиональной ориентации и профотбору, организации труда и реабилитации.

Несмотря на разнообразие специальностей правоохранительной и правоприменительной деятельности, выдвигающих несколько различные требования к личным качествам кандидатов, можно выделить общие моменты, присущие и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности . В зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры в какой-то степени меняется, тем не менее основа, костяк психограммы юриста остается неизменным.

Для успешного решения практических задач необходимо определить требования, предъявляемые этой деятельностью к психике, личности юриста, его психофизиологическим качествам, которые должны составить центральное содержание психограммы личности юриста с определением четких критериев его профессиональной пригодности либо непригодности к работе в правоохранительных органах, различных государственно-правовых и других структурах.

Правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур разного должностного положения довольно четко регламентирована. Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение юристом должностных полномочий рассматривается как нарушение закона, что свидетельствует прежде всего о низком уровне его профессиональной компетентности. Данное обстоятельство формирует требование к строгому соблюдению правовых норм, которое должно быть органично интегрировано в ценностные структуры личности юриста . Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы – одна из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на качество работы сотрудников правовых структур.

Стрессогенный характер работы юристов, особенно работников оперативно-следственных отделов, предъявляет высокие требования к качествам человека, способствующим преодолению дестабилизирующих факторов. Претенденты на должность в правоохранительных органах должны отличаться хорошим физическим здоровьем , выносливостью , толерантностью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам , высокой работоспособностью , иметь высокий уровень нервно-психической , эмоциональной устойчивости , что следует рассматривать в качестве важнейших факторов их профессиональной пригодности .

Необходимыми качествами работника правоохранительных органов являются самостоятельность и ответственность . Так, следователь принимает все решения об осуществлении следственных действий самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Процессуальная самостоятельность следователя, прокурора, судьи в пределах, определяемых законом, предполагает высокий уровень ответственности, волевых качеств и организаторских способностей.

Умение работать с людьми – важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Установление официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов , учет индивидуально-психологических особенностей участников правоотношений , умение поддерживать благоприятный психологический климат в трудовом коллективе , разрешать конфликтные ситуации требуют от юриста личного высокого уровня коммуникативных навыков и соблюдения правил этики делового общения.

Во многих случаях общение как особый вид профессиональной деятельности приобретает для юриста самостоятельный характер, например в ситуации допроса в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации. При этом профессиональное общение в качестве одной из составляющих юридической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией, формальную сторону общения, но и как процесс межличностного взаимодействия – неформальную сторону . Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Сбалансированность перечисленных сторон профессиональной деятельности юристов требует от них высокого уровня профессиональной адаптации , личностной интеграции , социальной зрелости ; нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости ; интеллекта , гибкого творческого мышления ; смелости, решительности , уверенности в себе , способности брать на себя ответственность за принимаемые решения , настойчивости при высоком уровне самокритичности .

К качествам личности , формирующим указанный фактор, следует отнести: высокий уровень правосознания , честность , гражданское мужество , совестливость , принципиальность и непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка , обязательность , добросовестность , исполнительность , дисциплинированность . Свидетельствуют о профессиональной непригодности юриста полярно противоположные качества: безнравственность , нечестность , безответственное отношение к делу , недисциплинированность .

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, соответствия их требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе оптимизации работы сотрудников правоохранительных органов.

Психологии принадлежит существенное место в организации всех видов человеческой деятельности. Закономерности психики индивидума во многом определяют не лишь его способность участвовать в публичном труде, выполняя при этом самые разные функции в зависимости от должностных либо личных устремелений, но и способности осуществлять свою работу в согласовании с избранной профессией. Исследуя закономерности психической деятельности человека в связи с его профессиональной принадлежностью (в силу необходимости либо по призванию), мы выясняем её особенности, которые способствуют, с одной стороны, познанию организационных основ выполняемых индивидумом профессиональных функций, а с другой - совершенствованию организации данной деятельности.

Исследование психологической деятельности дозволяет выделить мастерски нужные психические характеристики лиц, участвующих в данной работе. Посреди них можно назвать:

Творческое мышление;

Коммуникабельность;

Волевые свойства;

Организаторские способности;

Способность противостоять отрицательным эмоциям.

Сейчас подробнее рассмотрим эти психологические особенности деятельности юриста.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ характеризуется поиском необычных путей установления истины и отдельных событий в условиях, когда информация о каком-то событии отсутствует либо ограничена. Творческое мышление связано с обнаружением доказательств, выявлением их причинного дела к преступлению, выдвижением версий - моделей происшедшего действия. Оно типично для ситуаций, вытекающих из гражданско-правовых споров, где установление отдельных не укладывается в рамки стандартно-логических решений. Творческое мышление приобретается в процессе воплощения всех видов правоохранительной деятельности, где обилие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулируют развитие воображения, обеспечивая тем самым нужную активность следователя, судьи и др. На всех этапах установления истины по делу.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - это способность человека устанавливать психологический контакт при общении с различными возрастными и социальными группами лиц. Установление психологического контакта, по другому именуемого эмоциональным контактом, - принципиальное условие хоть какого общения и тем более такового, целью которого является получение информации, нужной для принятия решений в конкретных ситуациях. Коммуникабельность того либо другого лица может быть природной, обусловленной качествами характера и характера, но почаще всего её необходимо воспитывать и развивать. Юридическая деятельность во всех собственных проявлениях связана с общением с людьми. Причем часто в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели. Поэтому юристу нужно знать методы установления психологического контакта и употреблять их в собственных целях для получения хороших результатов.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Петруня О.Э . Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 171 с.

Дополнительная:

1. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное пособие. - М.: Издательство БЕК, 1997.

2. Коновалова В.Е. Правовая психология. - Харьков: Консум, 1997.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10653. Введение в юридическую психологию 25.9 KB
Введение в юридическую психологию 1 вопрос: Юридическая психология как прикладная отрасль психологии. 2 вопрос: Возникновение и развитие юридической психологии. Возникновение и развитие юридической психологии за рубежом. Возникновение и развитие юридической психологии в России.
10403. Введение в психологию 11.4 KB
Основные разделы психологии как науки. Основные направления современной психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки начинается с XIX века. Основателем научной психологии принято считать немецкого исследователя Вильгельма Вундта открывшего в 1879 году первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге.
10310. Введение в социальную психологию 11.87 KB
История социальной психологии. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук – в психологии а также в антропологии этнографии криминологии языкознании. В развитии социальной психологии можно выделить несколько основных этапов...
2003. Введение в VPL 531.3 KB
Введение в VPL Microsoft Visul Progrmming Lnguge VPL является средой разработки приложений основанной на графической модели программирования. Благодаря этому VPL хорошо подходит для программирования различных параллельных или распределённых сценариев. VPL рассчитана на начинающих программистов понимающих такие основы как переменные и логика. Однако VPL предназначена не только для новичков.
6259. Введение в БЖД 12.46 KB
Основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственный надзор и контроль за охраной труда. В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности различают следующие формы труда. Формы труда требующие значительной мышечной энергии.
6604. ВВЕДЕНИЕ В ООП 24.63 KB
Абстрактных типов данных определенных пользователем; определение всех необходимых операций для каждого класса; обеспечение расширяемости открытости классов с использованием принципа наследования...
7123. ВВЕДЕНИЕ В КОНТРОЛЛИНГ 31.86 KB
В значительной мере на развитие контроллинга и его внедрение на предприятиях оказал влияние мировой экономический кризис. В свою очередь это привело к эволюции взглядов на контроллинг: от историческибухгалтерского видения к пониманию контроллинга и его функций как ориентированных на будущие события. В современной экономической литературе приводится много разнообразных определений контроллинга которые в систематизированном виде представлены в таблице 1.
7462. Введение в макроэкономику 85.24 KB
Основные макроэкономические показатели: 1 Валовой продукт ВНП ВВП; 2 Чистый национальный продукт чистый внутренний продукт; 3 Национальный доход; 4 Личный доход; 5 Располагаемый доход. Валовой национальный продукт ВНП – это валовой продукт произведенный гражданами страны с помощью факторов производства принадлежащих данной стране неважно – на территории данной страны или за ее пределами. Если же предприятие носит совместный характер то для подсчета ВВП и ВНП приходится вычленять вклад в создание его продукции различных факторов...
10788. Введение в экономическую теорию 18.97 KB
Предмет экономической теории и основные экономические понятия: экономические блага потребности ресурсы экономический выбор экономические отношения объекты микроэкономики.Экономическая политика и методы экономической теории. Структура экономической науки.Основные этапы развития экономической теории.
10521. Введение в экономику как науку 16.71 KB
Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы. Научно-познавательная функция состоит в том чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики позволяет открыть экономические законы по которым развивается человеческое общество.

Юридической психологии рассматривают три этапа:

1. ранняя история юр.-психологии-18в. и 1-я половина 19в.

2. первоначальное оформление юр.-психологии как науки- конец 19в.и начало 20в.

3. история юр.-психологиив 20 столетии.

РАССМОТРИМ 1-ый. ЭТАП

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов (1733-1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условнодосрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свиде-телей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX в. в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выда-ющегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П. С. Лаплас де-лает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судеб-ных решений. Он считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности, слагается:

. из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

Из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Изучение проблем судебной психологии долгое вре-мя не шло дальше этих первых попыток. Во второй по-ловине XIX в. не только успешное развитие естествен-ных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к даль-нейшему расширению судебно-психологических иссле-дований.

2-ой ЭТАП - Конец XIX и начало XX в. связан с интенсивным развитием психологии, психи-атрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформле-ния юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П. И. Ко-валевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой пси-хологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Создаются две школы:

1- антропологческая школа уголовного права;

2- сициальная школа уголовного права;

Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологиче-ской школы был Чезаре Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», ко-торый в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.

Представители социологической школы использовали идеи утопического со-циализма и придавали решающее значение в объяснении причин преступности со-циальным факторам. Некоторые идеи социологической школы несли в себе про-грессивные для своего времени элементы.

В начале XX в. в юридической психологииначинают использоваться экспери-ментальные методы исследования.

В 1900 г. французский психолог Альфред Бинэ опубликовал книгу под названием «Внушаемость», в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава. В ней А. Бинэ делает небезынтересные выводы:

1) ответы на вопросы всегда содержат ошибки;

2) в целях правильной оценки показаний в протоколах судебных заседа-ний следует подробно излагать и вопросы, и ответы на них.

В 1902 г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои дан-ные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недосто-верны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключение» .

3-ий ЭТАП - Конец XIX — начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, приме-нив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяс-нении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося пове-дения от социальных условий. Для своего времени эти работы были безусловно прогрессивным явлением.

Синдром Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74 XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушени-ями и преступностью не подтверждается статистически.

Таким образом, теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологиче-ская теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего под-тверждения и была подвергнута серьезной обоснованной критике.

Особое внимание последователи биологизаторского под-хода, и в частности представители фрейдистской и неофрей-дистской школ, уделяют объяснению природы такого свой-ства, как агрессивность, которая якобы служит первопри-чиной насильственных преступлений. Поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникает, по мнению фрейдистов и неофрейди-стов, в результате того, что по различным причинам не по-лучают реализации отдельные неосознаваемые врожденные влечения, что и вызывает агрессию. В качестве таких не осознаваемых врожденных влечений

З.Фрейд рассматри-вал — либидо;

А. Адлер — стремление к власти, к превосход-ству над другими;

Э. Фромм — влечение к разрушению .

Несмотря на то, что юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологии, применение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности берет начало в глубокой древности. Испытания участников процесса, носившие порой мистический характер, но в значительной мере синтезировавшие эмпирический опыт многих поколений, имели место уже в, античном и средневековом уголовном процессах. Они базировались на применении знаний психологии человека, ее различных проявлений в момент испытаний. Правда, и в античном, и в средневековом процессе основным доказательством было личное признание подозреваемого. Это признание, как основное доказательство, добывалось любыми путями, в том числе с использованием пыток, истязаний; наряду с физическими применялись и нравственные пытки, в основе которых лежали обобщенные эмпирические данные, бытовая психология.
Чтобы заставить человека давать показания, специально создавалась шоковая ситуация, обстановка, провоцирующая к выражению чувств, отношения к расследуемому событию. Например, подозреваемого неожиданно для него вводили в слабоосвещенную комнату, где лежал труп убитого, и там подозреваемого увещали сказать правду, рассчитывая, что потрясенный виновник выдаст себя.
На смену феодальному средневековому розыскному процессу приходит буржуазный состязательный процесс со свойственной ему гласностью и устностью. Важное значение приобретают свидетельские показания и данные о личности подсудимого, потерпевшего истца и ответчика. Безусловно, и здесь, для правильной оценки показаний заинтересованных лиц, появляется потребность привлечения и использования психологического знания.
В России о необходимости учитывать психологию преступников в XVIII веке высказывался И. Т. Посошков, предлагавший в «Книге о скудности и богатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он объяснял, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обширный материал для их изобличения, рекомендовал классифицировать преступников во избежание вредного влияния худших на менее испорченных. Князь М. М. Щербатов, историк и философ, автор «Истории российской с древних времен», указывал на необходимость знания законодателем «человеческого сердца» и создания законов с учетом психологии народа. Он один из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившегося преступника и необходимости привлекать содержащихся в тюрьмах к работам. В. Ф. Ушаков в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания. Главным он считал приведение преступника к раскаянию. Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника привело к обращению права к психологии для научного обоснования этих проблем, над которыми в начале XIX века в России работали П. Д. Лодий, В. К. Елпатьевский, Г. С. Гордиенко, Х. Р. Штельцер и другие ученые. Однако общая психология, носившая в то время умозрительный характер, не могла в тот период даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно научные критерии и методы изучения человеческой личности.
Значительное количество работ, посвященных юридической психологии, появилось в России при проведении правовой реформы последней трети XIX столетия. Это работы И. С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К. Я. Яневич-Яновского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», A. У Фрезе «Очерк судебной психологии», Л. Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие. В указанных работах высказывались идеи чисто прагматического исследования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов.
Конец XIX и начало XX столетия в России связаны с интенсивным развитием психологии и психиатрии и ряда правовых дисциплин. Многие ученые, представлявшие эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И. М. Сеченов, В. Д. Спасовий, Д. А. Дриль, Л. Е. Владимиров, И. Я. фойницкий, В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, B. П. Сербский, А. Ф. Кони и другие). В результате активной разработки проблем психологии, психиатрии и права возникла необходимость в оформлении юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П. И. Ковалевский в 1899 году поставил вопрос о разделении психопатологии и юридической психологии и введении этих наук в курс юридического образования.
В начале XX столетия в теории и на практике все большее значение приобрели экспериментальные исследования в юридической психологии. Значительное количество работ этого периода посвящено актуальной проблеме психологии свидетельских показаний. Это работы И. Н. Хомякова, Г. Р. Португалова, О. В. Гольдовского, Е. М. Кулишера и др. В этот же период значительное количество работ было посвящено исследованию психологии личности преступника (труды А. Ф. Лазурского, Л. И. Петражицкого, С. П. Познышева, Г. С. Фельдштейна, М. Н. Гернета и других).
Разрешение методологических проблем в юридической психологии продолжалось после установления Советской власти. Изучалась проблема применения психологического знания в дознании, предварительном следствии и суде. В доказательственном праве новой системы правосудия экспертиза, в том числе и психологическая, заняла ведущее место. Интенсивные исследования в тот период проводились психологом А. Р. Лурия. Им изучались возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений.
В России, в первое пятнадцатилетие советской власти, в силу социального заказа и создания организационно-институциональных условий для прикладных исследований возникли благоприятные обстоятельства для развития практически всех направлений (отраслей) юридической психологии. В 1925 году в Москве создан Государствен - ный институт по изучению преступности и преступника, который способствовал росту психолого-юридических знаний. Были разработаны разноплановые средства исследования личности правонарушителей и воздействия на них. Среди наиболее значительных работ того периода следует отметить труды К. Сотонина «Очерки криминальной психологии» (1925), С. В. Познышева «Криминальная психология: Преступные типы» (1926), М. Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1927), Ю. Ю. Бехтерева «Изучение личности заключенного» (1928), А. Р. Лурия «Экспериментальная психология в судебно-следственном деле» (1928), А. Е. Брусиловского «Судебнопсихологическая экспертиза» (1929). На состоявшемся в 1930 году I съезде по изучению человека юридическая психология уже становится общепризнанной прикладной наукой и отмечаются заслуги ученых в разработке проблем криминальной, судебной и пенитенциарной направленности.
Возобновление исследований в области юридической психологии произошло только в 60-е годы. Были развернуты прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности.
Исследования отечественных специалистов в области юридической психологии за последние 30 лет имеют широкий диапазон. Это не только проблемы использования судебно-психологической экспертизы, психологии дознания и следствия, психологические проблемы правонарушений, но и вопросы психологии личности правонарушителя, психологии судопроизводства, правомерного поведения и др. В это время сложилась современная школа отечественной юридической психологии, которую достойно представляют такие имена юристов и психологов, как А. Р. Ратинов, В. Ф. Пирожков, А. Д. Глоточкин, А. Г. Ковалев, А. М. Столяренко, В. А. Бакеев, В. Л. Васильев, А. В. Дулов, К. И. Шихриманян, М. И. Еникеев, Г. Г. Шиханцов, Ф. В. Глазырин, М. М. Коченов, В. Г. Деев, А. И. Ушатиков, А. Н. Сухов, А. И. Папкин, В. В. Романов, И. А. Кудрявцев, О. А. Ситковская.
В зарубежной юриспруденции первыми монографическими работами по юридической психологии традиционно считают публикации немецких ученых - К. Эккартегаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» (1792) и И. Х. Шауманна «Мысли о криминальной психологии» (1792).
В целом же в XVIII столетии в мировой юридической науке, во- первых, превалировала философско-рационалистическая трактовка причин делинквентных деяний (причем преимущественно в контексте идеи о «свободной воле»), во-вторых, обосновывалась важность гуманистически целесообразного определения и исполнения наказания (т. е. «необходимости соответствия наказания характеру преступления», и внедрения в пенитенциарных учреждениях воспитательных средств) в-третьих, осуществлялись первые эмпирические исследования личности различных типов преступников (прежде всего с применением биографического метода и наблюдения).
В рамках ориентации на достижение и методы естественных наук в первой половине XIX века большую популярность получила френологическая (от греческого «френ» - ум) теория австрийского врача- анатома Ф. Галя. Данный ученый пытался доказать прямую зависимость между психическими явлениями (умственными, нравственными и другими качествами) и внешними физическими особенностями строения головного мозга человека.
Бесперспективность анатомо-френологического подхода была доказана уже к середине прошлого столетия и, прежде всего, благодаря убедительным экспериментам французского физиолога Пьера Флу- ранса, который установил, что головной мозг является целостным органом-субстратом основных психических функций. Однако попытки выявления однозначной взаимосвязи между внешними признаками человека и его психическими свойствами, которые могут вести к преступлениям, не прекращались и в дальнейшем.
Итальянским тюремным врачом-психиатром Ч. Ломброзо в изданной монографии «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» (1876) приводились данные антропологических измерений и анализа внешности заключенных. На основе последнего делался вывод, что «типичные преступники» не есть нормальные люди, а вследствие своих анатомических, физиологических и психических ненормальностей составляют особую разновидность человеческого рода - «прирожденные преступники», которые обладают атавистическими чертами, роднящими их с предками-дикарями. По мнению Ч. Ломброзо, типичный «прирожденный преступник» может быть распознан по определенным физиогномическим признакам: скошенный лоб, удлиненные или неразвитые мочки ушей, выпуклые скулы, большие челюсти, ямочки на затылочной части головы и т. д. По данным Ч. Ломброзо получалось, что одна треть заключенных - это «прирожденные» преступники, другая треть - это пограничный психиатрический вид и, наконец, последняя треть - это случайные правонарушители, которые, порой могут и не совершать в дальнейшем преступлений.
В зарубежных странах в конце XIX столетия после возникновения психологии в качестве самостоятельной науки многие ее общенаучные наработки стали активно востребоваться, прежде всего, для объяснения причин преступности.
Конец XIX - начало XX веков знаменательны и тем, что появился ряд фундаментальных психолого-юридических трудов. Так, немецким ученым Гансом Гроссом в 1898 году публикуется монография «Криминальная психология». В ней данный автор знакомит юристов с достижениями психологии для улучшения следственной и криминалистической деятельности.
На рубеже веков в работах немецких психологов В. Штерна, К. Марбе, М. Вертгеймера тщательным исследованиям стали подвергаться вопросы правдивости/лживости свидетельских показаний, проявления объективных и субъективных факторов в суде. Видный французский психолог А. Бине, публикуя книгу «Внушаемость», целую главу в ней отводит рассмотрению влияния внушения на показания свидетелей.
Значительным достижением в разработке психологического инструментария является создание методики ассоциативного эксперимента, позволявшей выявлять правдивость/лживость в показаниях преступников (Карл Густав Юнг, К. Марбе, В. Штерн, М. Вертгейнер).
В 20-30 годы нашего века зарубежные ученые стали активно внедрять в практику правового регулирования методические наработки таких школ психологии, как психоанализ, бихевиоризм, психотехника. Так, благодаря исследованиям психоаналитиков Ф. Александера, Г. Штауба, А. Адлера, Б. Карпмена, Б. Бромберга и ряда других ученых была выявлена роль бессознательной сферы личности в преступном поведении, а также доказано, что преступные наклонности и стилевые особенности поведения делинквентов часто являются следствием ранней психической травматизации, сложившихся неадекватных механизмов психологической защиты и жизненного стиля, дефектов в таких подструктурах личности, как «Супер - Эго» (сверх - Я) и «Эго» (Я).
В 20-30-е годы настоящего столетия пик активности наблюдался и в психотехническом обеспечении правового регулирования. Руководствуясь методологическими ориентирами, сформулированными основателем психотехники Г. Мюнстербергом, его последователи стремились разработать психологический инструментарий для решения следующих узловых задач: во-первых, по предупреждению нарушений права; во-вторых, по выяснению состава преступлений; в-третьих, по трактовке юридических случаев (решение и приведение в исполнение наказания); в-четвертых, по психологическому обеспечению труда сотрудников правоохранительных органов (разработка профессиограмм, профотбор, научная организация труда). Как среди зарубежных, так и отечественных ученых в психотехнических разработках приоритет был отдан изучению особенностей прежде всего следственной и судебной деятельности (А. Хельвиг, К. И. Сотонин и др.).
В зарубежных странах в 30-70-е годы получили дальнейшее многоплановое развитие как теоретические разработки, так и разносторонние подходы в создании инструментария психодиагностики, психокоррекции и психотерапии. Для объяснения причин преступности и личности преступников в этот период было предложено значительное число психологических теорий. В зарубежных обзорных публикациях по юридической психологии в качестве узловых выделяются следующие подходы:
- биопсихологические теории;
- психоаналитические теории;
- теории черт личности;
- теории эмоциональных проблем;
- теории классического, оперантного и социально-когнитивного научения;
- теории душевных расстройств;
- теории информационного социального контроля;
- теории социопатической личности;
- теории Я-концепции и атрибуции;
- теории мыслительных моделей.
Учитывая психологическую сложность феномена личности, в последующем некоторыми авторами предпринимались попытки осуществить интеграцию разноплановых идей из вышеуказанных подходов. Так, Х. Ю. Айзенком (1977), Дж. Уилсоном и Р. Херрштайном (1985) предприняты усилия по объединению идей из теорий научения и тео- рий черт личности, а Т. Хирши (1969), Д. Эллиотом, А. Олином и Дж. Уилсоном (1985) - идей из теорий эмоциональных проблем и информационного социального контроля. В последние десятилетия за рубежом также активизируются исследования в таких областях, как проблематика комплексной науки виктимологии (изучения преступлений с позиций отношений и личности жертвы), как выявление роли феномена «стигматизации», т. е. «общественного своеобразного клеймения» на развитие преступников (по Э. Сатерленду), как изучение «системы преступного поведения» (через изучение группового образа жизни преступников, генезиса их специфических субкультур), как анализ эффективности различных исправительных программ (по Кларку, через изучение влияния психотехнологий ресоциализирующего и реабилитационного воздействия на снижение рецидива).
В настоящее время только в странах Западной Европы насчитывается более 3,5 тысяч психологов, непосредственно работающих в правоохранительных органах. Кроме того, существует, значительное число специализированных научных центров и академических институтов, где ведутся целенаправленные исследования по проблематике юридической психологии.