Квн ко дню птиц с презентацией. Птичий квн.doc - внеклассное мероприятие ко дню птиц «птичий квн». конкурс «Представление и Приветствие команд»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН

«ВСЁ О ПТИЦАХ»

для учащихся 3-4 классов

Доска украшена изображениями различных интересных птиц, а в центре большими буквами – КВН.

Цели:

познакомить ребят с некоторыми видами птиц, их местами обитания учить выбирать более точный ответ, совершенствовать умение быстро и правильно, учить умению работать в команде, развивать речь, память, логическое мышление, сообразительность, выделять главное, воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к их гнездам, птенцам, желание оберегать птиц, природу своей Родины.

Оборудование:

иллюстрации, рисунки с изображением различных видов птиц, карточки с заданием, кроссворды, книга Н.Сладкова «Сорочьи тараторки», которую дети перед мероприятием должны прочитать.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Дорогие, ребята-участники игры, зрители и приглашенные. Мы начинаем наш КВН и посвящаем его птицам. Сегодня играют команды «Ласточки», «Иволги», «Синички». Судить игру будет жюри в составе: (представляются члены жюри).Чтобы определить, какая команда будет выступать первой, проведем жеребьевку.

Итак , первый конкурс «Приветствие команд».

«Ласточки»

Всем привет вам, господа! Мы - крылатая команда.

Прилетели мы сюда. Мы – команда хоть куда.

Вы, конечно, тут как тут, Мы сегодня поиграем,

Ласточками нас зовут. Для того пришли сюда!

«Синички»

Мы соперников уважим, Наш девиз – не унывать!

Дружно будем все играть Выше голову держать!

Цель у нас совсем простая –

Все хотим о птицах знать.

«Иволги»

Орешек знаний твёрд, А мы команда - «Иволги»

Но мы не любим отступать! Любознательные,

На поединок вызываем Веселые и смелые

Команды «Ласточек» и «Синичек». Готовы мы играть!

Второй конкурс «Блиц – турнир».

Ведущий:

Каждая команда должна очень быстро ответить на вопрос. За каждый правильный ответ - два балла.

Вопросы:

Для первой команды:

1. Какая птица истребляет грызунов?

2. Какая птица не умеет летать?

3. Какая птица не высиживает яиц?

4.Как называют птицу с белыми ножками?

5. Петух снес яйцо. Кому достанется оно?

Для второй команды:

1. Как называется птица с абсолютно черным опереньем?

2. Назовите птицу – рыболова.

3. Какая птица выводит птенцов зимой?

4.Какие птицы по поверью приносят в дом детей?

5.Может ли страус называть себя птицей?

Для третьей команды:

1. Назовите птицу, название которой является родственным словом к слову «снег»?

2. Какие птицы высиживают яйца, держа их на лапах?

3.Какую птицу называют «солнечной» или птицей утренней зари?

4. Как называют птицу, которая любит ловить мух?

5. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом?

Третий конкурс «Конкурс капитанов».

Капитанам даются три минуты, чтобы записать как можно больше названий птиц. По окончании времени они по очереди их называют до тех пор, пока у кого-то останутся еще неназванные слова.

Четвертый конкурс «Третий лишний».

Ведущий:

Правила просты: каждая команда получает карточки с названиями трех птиц. Две птицы объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определить вам и вычеркнуть ее из списка.

А сейчас мы отдохнем, а ребята расскажут нам о том, какие птицы САМЫЕ – САМЫЕ…..

Самые искусные птицы: ласточки, иволги, синицы-ремез .

Самые лучшие летуны: сокол – 300 км в час , стриж – 170 км в час.

Самый лучший певец в степи - жаворонок .

Самый лучший ныряльщик – птица чомга , когда нужно спасать птенцов, она берет их себе под крылья и с ними ныряет.

Самые лучшие лазуны: цапелька малая – ловко лазает по качающимся камышам, стенолазка – по отвесным скалам,

поползень – по стволам деревьев вниз головой.

Самые маленькие птицы: колибри, королек .

Самые яркие: утка – мандаринка, иволга .

Самые пушистые: совята.

Во время выступления ребят идет презентация либо вывешиваются изображения птиц, о которых идет речь.

Следующий конкурс «Птичьи разговоры» .

Ребята готовят инсценировки отрывков из книги Н.Сладкова «Сорочьи тараторки». Ребята – соперники должны продолжить слова героев книги.

«Рябчик и соловей»

Люблю я весенние цветы, соловей!

И я люблю. Такие они красивые.

Да нет, Соловей, не то.

Такие они ароматные!

Да нет, не то.

Так что-же, коли не то?

? (Вкусные они, Соловей, особенно незабудки: незабываемый вкус).

«Крот и филин»

Слушай, Филин, неужели ты меня проглотишь?

Могу, Крот, могу, я такой.

Не уж-то и зайчонка протолкнешь?

И зайчонка протолкну.

Ну, а ежа? Ха-ха-ха-ха!!!

? (Да и ежа съем, а колючки выплюну..).

« Сорока и оляпка»

О-о-о-о! Оляпка, никак купаться в полынье собралась?

И плавать, и нырять!

А замерзнешь?

У меня перо теплое!

А намокнешь?

У меня перо водоотталкивающее.

А утонешь?

Я плавать умею!

А-а-а-а! Проголодаешься после купания?

? (А я для этого и ныряю, чтобы водяным жучком закусить!)

Пятый конкурс «Тройное решето».

Ведущий:

На столах у вас есть лист с зашифрованными названиями птиц. Каждая команда должна угадать название птицы после трех подсказок и вписать название в клетки(всем командам задания одинаковые) .

Подсказки:

1. Выдалбывает домики для других птиц. Питается насекомыми. Живет в смешанных лесах и даже у нас в селе.

2.Гнездо этой птицы состоит из рыбьих костей, чешуи. Питается рыбой, насекомыми. Живет в Европе, Южной Азии, Африке.

3. Выводит птенцов зимой. Питается семенами елей, сосен, кедров, насекомыми.

Живет в хвойных лесах.

На карточках зашифрованы слова: ДЯТЕЛ,ЗИМОРОДОК, КЛЕСТ.

И последний, решающий конкурс «Узнай птицу ».

Ведущий:

Необходимо узнать птицу по описанию. Каждой команде представится две попытки. За каждый правильный ответ команда может заработать 5 баллов.

1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, а на затылке – ярко-красное пятнышко, на черных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестренький. В народе зовут санитаром леса.(дятел)

2.Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Ишь ты какой франт! Живет у нас круглый год и в каждом дворе.(воробей )

3.Серая птица, снизу светлей, вся в темных пестринках. Величиной поменьше галки, с длинным хвостом. Гнезда не вьет, яйца ее похожи на яйца многих птиц. Птенцов не выводит. (кукушка)

4. Головка у нее в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстучек, спинка, крылья и хвост – темные, а грудка ярко-желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась.(синица)

5. Сверху они все черные, только над самым хвостиком белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатина. Гнездо строят под крышей дома из глины, смачивая ее своей слюной.(ласточки)

6. Одна из красивейших птиц. Спинка у нее голубовато-зеленая, а брюшко рыжее. Птичка величиной с крупного воробья, толстенькая, нос длинный и прямой. Птичка – отличный рыболов. Норку делает в крутых берегах, гнездо – из чешуи и рыбных косточек.(зимородок)

Подведение итогов, награждение .(Пока работает жюри можно детям загадать загадки о птицах)

Птичий КВН «ДЕНЬ ПТИЦ»

Цель : Обобщать и расширять знания детей о птицах. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности. Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.

Ребята, сегодня необычный праздник. Мы с вами собрались отметить приход весны и прилет птиц из теплых краев. У нас стало теплее, согрелся воздух, земля. Птицы очень долго добирались назад. Много километров пришлось преодолеть, чтоб вернуться домой. Теперь они начнут обживаться и радовать нас своим пением.

Птицы – наши друзья. Их нельзя обижать, нужно беречь. Вспомните, как мы подкармливали синичек и воробышков зимой. Без нашей помощи им бы пришлось туго. Птицы приносят пользу, являются украшением природы. И очень красиво поют. У русского народа есть много пословиц и поговорок о птицах. Вот такая, например: «Ласточка день начинает, а скворец кончает». С приходом весны все оживает кругом. Начинает зеленеть травка. Ярче светит весеннее солнышко. Становится теплей с каждым днем. Весело журчат ручейки. Звонкие трели заводят птицы. Перелетные птицы возвращаются домой. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы.

Дорогие мальчики и девочки! Приглашаю вас принять участие в нашем KBНе. Кто знает, что такое КВН?

(Ответы детей.)

Верно, КВН - это клуб веселых и находчивых. Тема нашего КВНа «Птицы - наши друзья». За время обучения в школе вы получили уже много знаний о птицах, наших друзьях. И вот сегодня проверим ваши знания, а также узнаем много нового о птицах и посмотрим, кто же у нас самый веселый и находчивый.

В нашей игре принимают участие 2 команды: «Ласточка» и «Синичка».

Все готовы, игра начинается.

Конкурс 1. «Отгадай загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах:

    Эта птичка никогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка).

    Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикнет «Чик-чирик!» (Воробей).

    Синяя посыпка,

Тёмненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать её…(синичка).

    Стрекотунья, белобока,

Наша сплетница…(сорока).

    Над речной волной летает,

Речки шум унять мечтает,

На волну садиться –

Что это за птица? (Чайка).

    Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её…(ворона).

    Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца…(снегиря).

    Маленький певец лесной,

Прекрасно поёт соловей, а известно ли вам, как поют другие птицы?

Конкурс 2. «Птичьи трели»

Детям предлагается послушать птичье пение, записанное на кассету, либо дети должны попытаться произнести незамысловатые слова песенки птиц:

Ворона : кар – кар!

Воробей : Чив, чив, чив, чик-чирик!

Свиристель : Свири - свир!

Синица : синь-синь-синь!

Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

Каждая команда выделяет по 2-3 участника. Они получают вопросы, которые обдумы-вают в течение 30 секунд и готовят ответы.

Вопросы:

    Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в тёплые края?

(Ворона, воробей, сорока, дятел, клёст, сова.)

    Какие птицы на зимовку улетают в тёплые края?

(Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки, журавли.)

    Какие птицы прилетают к нам с севера?

(Снегирь, свиристель.)

    Зачем журавлю длинные ноги?

    Зачем клесту нужен крестообразный клюв?

    Какую птицу зовут ледоломкой? (Оляпку.)

    Какие птицы подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц? (Кукушка.)

    Какие птицы любят лакомиться семенами шишек?

(Дятел, клёст.)

    Какая птица любит берёзовый сок? (Дятел.)

    Какие птицы любят есть ягоды рябины?

(Снегирь, свиристель.)

Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

По 3 представителя от каждой команды получают написанную на лисочке бумаги по-словицу, в которой перепутаны места всех слов. Нужно восстановить пословицу и объ-яснить её смысл.

    Лес без птиц и птицы без леса не живут.

    Всякая птица своим клювом сыта.

    Увидел грача – весну встречай.

Конкурс 5. «Птичья столовая»

Ученик 1 . Морозы жестокие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Ученик 2 . Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Ученик 3 . Поможем! Их надо кормить,

Им будет легко

Пережить холода.

Е. Благинина

Ребята на уроках труда или дома с родителями делали кормушки для птиц и готовили корм птицам. Проходит выставка фотографий с видом кормушек и фотографий, рассказы-вающих о том, как дети зимой кормили птиц.

Ученик 1 . Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед.

Будет вам зимой обед!

Ученик 2 . В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Ученик 3 . Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

Ученик 4 . В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Ученик 5 . В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник скворец…

Вот и зимушке конец.

З. Александрова

Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу. Теперь настала пора приготовиться к встречи пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. Дома ребята мастерили с родителями скворечники. Задача каждой ко-манды рассказать о том, как они строили свои скворечники.

Конкурс 6. «Портрет пернатого друга»

Задача участника конкурса рассказать о птице, чей портрет он нарисовал дома, и рас-сказать что-то интересное об этой птице.

Конкурс 7. «Стихи и песни о пернатых»

Мастера песенного исполнения или исполнители стихов выступают по заданной теме.

Ласточка примчалась

Бела моря,

Села и запела:

«Как февраль не злился,

Март, ни хмурься.

Будь хоть снег, хоть дождик –

Всё весною пахнет!»

А. Майков

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. Жуковский

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня.

В. Берестов

Снегири

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят пёрышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны из далека.

Л. Татьяничева

Конкурс 8. «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых»

Каждая команда рисует плакаты и защищает свой плакат. Жюри оценивает яркость, красочность плаката, аккуратность и его содержательную сторону.

В завершение подводятся итоги, звучат слова благодарности в адрес всех участников и исполняется песня.

Наш КВН подошел к концу.

(Подведение итогов. Награждение медалями команд. Вручение призов.)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Внеклассное мероприятие

ПТИЧИЙ КВН

7 класс

Разработка составлена учителем биологии МБОУ «СОШ №1»

Безменовой Галиной Степановной.

г.Емва, 2016г.

«ПТИЧИЙ КВН»

Тип занятия - обобщающе-повторяющий.

Технология - игровая, развивающая, ИКТ (входит в систему мероприятий по самообразованию - воспитание самостоятельности, развитие творческих способностей).

Цель: Проверка знаний учащихся о строении и процессах жизнедеятельности птиц и их многообразии.

Задачи:

- образовательные.

1.Самостоятельно найти ответы на логические вопросы.

2. Уметь выражать свои знания в рисунках

3. Проверить и обобщить знания учащихся о строении птиц, о процессах их жизнедеятельности.

4. Проверить знания систематики.

- воспитательные

1. Воспитание самостоятельности, коллективизма и исполнительности.

- развивающие

1. Развитие творческого потенциала учащихся при выполнении учебных и домашних заданий.

Оборудование: Таблицы, иллюстрации птиц, секундомер, жетоны, протоколы, дипломы, карточки с заданиями, памятки для жюри для подведения итогов в конкурсах, компьютер, экран, проектор, презентации «Многообразие птиц», «Помогите птицам».

Структура мероприятия:

1.Организационный момент - 1мин

2. Установление логической взаимосвязи - 1мин

3. КВН - 38мин

4.Показ презентаций - 5 мин

5.Итоги игры - 3мин

6. Рефлексия - 1мин

План

1.Вступительное слово учителя.

2.Представление команд.

3. КВН

Разминка-

Домашнее задание.

Конкурс ребусов.

Ты мне, я - тебе.

Найди пару.

4.Показ презентаций

5.Итоги игры.

Ход игры.

Участвуют две команды «7а» - «СОВЫ» и 7 «б» -«БЕРКУТ» по 7 человек. 2 человека - члены жюри, 1-секундометрист и болельщики, которые могут отвечать на вопросы, если команда своего класса не знает ответа на заданный вопрос и получают жетоны.

- Ведущий (учитель). Итак, мы начинаем КВН. Мы сегодня обобщим ваши знания о птицах. Посмотрим, как можно помочь птицам в трудных для них условиях.Ведущий представляет членов жюри и переходит к первому заданию.

Разминка. - Ведущий по очереди задаёт по три вопроса командам и даёт по 30 сек. на обдумывание. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за частично правильный ответ - 1 балл.

Вопросы:

Какая часть мозга наиболее развита у птиц?

Чем отличается кровеносная система птиц от кровеносной системы пресмыкающихся?

Что такое процесс двойного дыхания?

В чём выражается приспособленность птиц к полёту в их строении?

Какое значение имеют халазы в яйце?

Расскажите о типах птенцов.

- Ведущий обращается к болельщикам с вопросом: «Может кто-то добавит к сказанному или внесёт поправки?» Если кто-то выступает получает жетон. В это время жюри подводит итоги конкурса.

- Ведущий . Переходим ко второму конкурсу - «Домашнее задание».Оно состоит из двух частей. Первое: нарисовать задание в рисунках-1-я команда рисовала размножение и развитие птиц, 2-я команда - строение птиц, связанное с полётом. Капитаны команд, передайте свои ответы в жюри. Членам жюри, подводя итоги ответов в рисунках, необходимо учесть объём заложенной информации и достоверность.За этот конкурс команды получат по 3 балла.

- Ведущий. Пока жюри рассматривает рисунки-ответы, каждая команда отвечает на вопросы, заданные на дом.Команды получают по 2 балла.

1-вопрос «Совам». Из всех птиц на её долю выпало больше всего насмешек. Её обзывали глупой и жалкой, даже пытались исключить из армии пернатых. Ум этой птицы имеет самое низшее развитие по отношению к человеческому интеллекту. Назовите эту птицу. (Ответ - курица).

Вопрос «Беркутам». Натуралист заметил на высокой, стоявшей недалеко от озера, сосне бльшое гнездо. Он забрался на дерево и вытащил из гнезда крупную совсем свежую щуку. Какой птице принадлежало гнездо? (Ответ - скопе).

2- вопрос «Совам». Самая тяжёлая и крупная птица степей, занесённая в «Красную книгу». (Ответ - дрофа).

Вопрос «Беркутам». Эта птица, выстилает гнездо рыбьими костями и выкармливает своих птенцов рыбой. Назовите её. (Ответ - зимородок).

3-вопрос «Совам». Какая певчая птица может нырять на дно водоёма и бегать по дну? (Ответ - оляпка).

Вопрос «Беркутам». Какая птица питается жалящими насекомыми - осами и пчёлами? (Ответ - щурка).

- Ведущий. Мы просим членов жюри подвести итоги после 2-х конкурсов. (Жюри объявляет итоги).

- Ведущий . Конкурс ребусов. Каждая команда должна была составить по два ребуса на пройденные темы. Зашифрованным должен быть термин или биологический процесс. На игре команды обмениваются ребусами и решают их. Времени на решение ребусов обеим командам даётся по три минуты. После разгадывания ребусов ответы передаются в жюри (стоимость этого задания - 3балла).

- Ведущий . Пока жюри считает баллы, я попрошу капитанов команд подойти ко мне с вопросами, которые подготовили. Конкурс: «Ты - мне, я - тебе». Капитаны команд по очереди задают друг другу по три вопроса.За каждый правильный ответ 1 балл (всего 3 балла, на вопрос, на который не может ответить капитан, могут отвечать болельщики).

- Ведущий. Жюри, огласите, пожалуйста, итоги проведённых конкурсов (жюри подводят итоги.)

- Ведущий. Пятый конкурс называется «Дальше, дальше». Ведущий зачитывает командам по 6 терминов, если команда затрудняется ответить - пропускает, называется следующий термин:

Хорда, условный рефлекс,

Вена, гаструла,

Батрахология, артерия,

Халазы, наследственность,

Регенерация, этология.

Цепь питания, моногамия.

За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу (всего по 6).

- Ведущий . А сейчас проверка знаний систематики - «Найди пару». На одних карточках написаны животные, на других - токсон систематики. Надо в соответствии друг с другом взять животное и найти для него нужный токсон за 1.30сек. За это команда получит 5 баллов.

Ведущий . Сейчас я вам предлагаю посмотреть презентации «Помогите птицам», «Многообразие птиц», после чего вам жюри объявит итоги игры (идёт показ презентации) .

Жюри, вам слово. Оно объявляет итоги - сколько баллов набрала команда «Совы» и «Беркут».

- Ведущий. КВН подошёл к концу. За участие в мерприятии вам будут выставлены оценки, т.к. работа вами проделана большая.

за набранных:

22 - 24 балла - оценка «5» и диплом за I место,

18 - 21 балл - оценка «4» , II место,

12 - 17 баллов - оценка «3».

Болельщикам: за 4 полученных жетона - оценка «5»,

за два - «4»,

за один - «3».

Вывод . Ребята,вы сегодня показали неплохие знания по пройденной теме и в знаниях терминов. Мне понравились ваши грамотные ответы и хорошо подготовленные домашние задания, проявлена смекалка, самостоятельность (учитель объявляет оценки).

Рефлексия. Ребята,что вам понравилосьв игре? Что в будущем надо учесть, что не понравилось? Возьмёте ли вы что-то из этой игры для себя? Учитель выслушивает мнения. Спасибо всем!

План: 1 Вступительное слово ведущих

2 КВН Представление команд

Задания.

1 Разминка (ведущий задает вопросы по очереди)

2 собрать пословицу (зрители отгадывают загадки, пока участники выполняют задание)

3 Эстафета «воробьи»

4 угадай «кто это?» (узнать птицу по описанию)

5. кто так умеет? «Птичьи разговоры» (карточки - задания)

Игра со зрителями

6 «весенний ветер».(собрать названия птиц из смешанных букв)

7 Бой скороговорок

8 брачный союз (назвать пару птице) кто быстрее?

10. «птичья викторина» (кто быстрее ответит)

11Творческий (изобразить птицу)

3 подведение итогов. Награждение.

1Вступительное слово ведущего. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полеты. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на жизнь.

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник «День птиц». А знаете почему? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растен6ия, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян.

Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их личинок. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

Вот почему заботам о птицах является важным и полезным делом. Закон об охране и использованию животных запрещает убивать птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся многие хищные птицы. Для охраны птиц создаются заповедники, заказники. В Кировской области имеется 197 особо охраняемых природных территорий общей площадью 375,6 тыс. га: государственный природный заповедник федерального значения « Нургуш », три государственных природных заказника регионального значения - « Пижемский », « Былина », « Бушковский лес », 189 памятников природы регионального значения, три лечебно-оздоровительных местности. Ведутся работы по созданию национального парка « Атарская Лука». Необходимо всегда помнить, что птицы – друзья леса, сада, и огорода! Птицам нужна наша помощь, а именно мы можем построить скворечники и развесить их весной. А зимой вешать кормушки, дуплянки. Не разорять птичьи гнёзда, не обижать птиц.

Конкурс 1« Разминка»
ведущий задает вопросы.
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
- Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?(Тетерева, рябчики)
- Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)
- Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)
- У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов)
- Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)
- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?(Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой)
- Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)
- Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)
- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)
- Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит)
- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

Остальные участники и зрители отгадывают загадки.

1. Он носом землю постучит

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный

Крикун неугомонный (петух)

2. Кто дважды родиться,

один раз умирает? (птица)

3. И в лесу заметьте дети

Есть ночные сторожа

Сторожей бояться этих

Мыши прячутся дрожа

Очень уж суровы…(филины и совы)

4. Бела как снег,

Черна как жук,

Вертится как бес,

Повернулась и в лес. (сорока)

5. Подскажите, что за птички:

Хвостик,. тонких две косички

Темно-синевого цвета

К нам летят в начале лета (ласточка)

6. В болоте плачет

А из болота не идет (кулик)

7. Он серенький на вид,

но пением знаменит. Соловей)

И петь не поет.

И летать не летает…

За что же тогда

Его птицей считают? (пингвин, страус)

Конкурс 3 Эстафета «Воробьи». Участники команд по очереди должны проскакать на одной ноге и чирикать на ходу. Так по очереди все игроки каждой команды «Кто быстрее»

Конкурс 4 Угадайте, кто это?. (После того как дети отгадали или не смогли отгадать показывается картинка с изображением птицы)
1« У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескромицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»

Ответ: синица.

  1. «Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?
    Ответ: полозень.
  2. «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего меня можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»
    Ответ: щегол.
  3. Размером эта птица с воробья, но стройнее, с изящными формами и пропорциональными длинными ногами. Это очень грациозная и элегантная птичка. Любителям-птицеловам она известна, как хороший певец. Недаром это удивительное создание принадлежит к роду соловьев птица из семейства дроздовых, близкая родственница соловья. Птичка, носящая на своей груди символические цвета российской государственности – белый, синий и красный. Эдакий маленький российский знаменосец. (варакуша)
  4. большая голова с хорошо выраженным лицевым диском и крупными глазами, мягкое оперение, бесшумный полет; у некоторых видов на голове торчат перьевые ушки. Ведёт ночной образ жизни (сова)
  5. Посмотришь на эту небольшую птичку и подумаешь, что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват. А вечером или ночью приди сюда, и остановишься, как вкопанный, услышав её песню – разливается она на все лады. (соловей)
    конкурс 5 «Птичьи разговоры»
    Команды получают карточки:
    Гуси крякают
    Соловьи кричат
    Журавли гогочут
    Утки свистят
    Вороны ухают
    Ласточки воркуют
    Голуби каркают
    Синицы щебечут
    Совы пищат
    участники команд с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы. Ответы : гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.Конкурс 6 «Весенний ветер» Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке. Если отгадали одно название – можете взять следующее, пока не отгадаете всех птиц или не кончится время. (3 минуты)

ГВОХОРИСТКА

ОКВАСНЯ

КОСТАЧАЛ

СУХЫЛА

СОНОБУД

ПАЛЯЦ

ГИРЬНЕС

НЕЛЕШУКАЗ

НЕКОПАЧ

МОРДОКОЗИ

ТЕРИШВЕЙКА

ВЕЛОСОЙ

ДОЗОЙОК

ИСТРИСВЕЛЬ

ЦЕРКВОС

КРУШИВАЗА

ЛАКВАС

ВКОКОСМА

КАЧИГА

КОЗЛАРЕВА

УЩИПАХ

ВКОНОРОЖА

ЛОВИГА

ЗЛОПОПЕНЬ

КРУБОЧАС

ШНУРОК

ФАНЗА

НОРОВ

НУЛЬ

КАГАЛ

Дети хлопают

А сейчас мы проверим знания о птицах у наших зрителей. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно досказать пословицу или поговорку.

НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.


Конкурс 7 “Бой скороговорок”.

Ведущий 1: Весна – пора брачных игр. Среди самцов некоторых птиц устраиваются настоящие брачные бои. Но мы сегодня, драться не будем, а вот бой скороговорок, пожалуй, устроим.

Каждой команде предлагается по одной скороговорке, которую нужно будет проговорить всей командой дружно и слаженно.

1 –ая команда

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали ворон
Сорок орлов попугали ворон,
Сорок коров отогнали орлов.

2 – ая команда

Когда журчат ручьи – грачи.
Когда кричат грачи – ручьи,
Когда грачи – тогда ручьи,
Когда ручьи – тогда грачи.

Конкурс 8 “ Брачный союз”.

Ведущий 2: С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц “брачный союз” длится вечность (например лебеди), у других - всего один сезон. Образуйте птичьи пары предложенных птиц. (команды отвечают по очереди)

Ответ:

Петух - курица

Гусь - гусыня

Утка - селезень

Голуб ь- голубка

Перепел - перепелка

Индюк - индейка

Орёл - орлица

Тетерев - тетёрка

Глухарь - глухарка

Фазан - фазанка


конкурс 9 «Птичья викторина» блиц-опрос Кто больше ответит на вопросы за одну минуту

  1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
  2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)
  3. Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)
  4. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
  5. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)
  6. Кто два раза родился? (Птица.)
  7. Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)
  8. Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)
  9. Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)
  10. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).
  11. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).
  12. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).
  13. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).
  14. Так называют влюбленных. (Голубки).
  15. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).
  16. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).
  17. Так называют плохую мать. (Кукушка).
  18. Кто из птиц имеет самое большое яйцо? (Страус.)
  19. Какие птицы летают бесшумно? (Совы.)
  20. Могут ли птицы спать на лету? (Да.)
  21. Кто кукует у кукушки? Самцы или самки? (самцы)
  22. Какая птица умеет нырять и бегать по дну водоёмов? (Оляпка.)
  23. Какая птица лает, как собака? (Самец белой куропатки.)
  24. Какая птица носит орехи в «мешочке»? (Кедровка.)
  25. Какая птица может поворачивать голову на 270 ° ? (Сова.)
  26. Какая птица использует вместо гнезда свои лапы? (пингвин)
  27. Какая птица поёт только высоко в небе? (Жаворонок.)
  28. Птица – санитар леса (дятел)
  29. Птица, которая любит петь «хором», чтобы привлечь самку? (Тетерев)
  30. От какой птицы зависит количество детей в семье? (Аист).
  31. Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
  32. Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка).

Конкурс 10 Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить: - пение кукушки (для одной команды); - крик петуха (для другой команды);

3 Подведение итогов. Награждение. Рефлексия


Учитель начальных классов: Павлова О.В.

Внеклассное мероприятие по теме:

«Птичий КВН. День птиц».

Выявить у детей имеющиеся знания о птицах и углубить представление о них;

Развивать интерес и желание больше узнать о птицах;

Воспитывать доброе и чуткое отношение к «пернатым друзьям»

Ход мероприятия

Участвуют 2-3 команды

Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах:

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Стрекотунья, белобока,

Наша сплетница… (сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее… (ворона).

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца… (снегиря).

Маленький певец лесной,

− Прекрасно поет соловей, а известно ли вам, как поют другие птицы?

Конкурс 2. «Птичьи трели»

Детям предлагается послушать птичье пение, записанное на диск, либо дети должны попытаться произнести незамысловатые слова песенки птиц:

Ворона: кар-кар!

Воробей: Чив, чив, чив, чик-чирик!

Свиристель: Свири-свир!

Синица: Синь-синь-синь!

Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

Каждая команда выделяет по 2-3 участника. Они получают вопросы, которые обдумывают в течение 30 секунд и готовят ответы.

Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Ворона, воробей, дятел, клест, сова.)Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки.)Зачем журавлю длинные ноги?Зачем клесту нужен крестообразный клюв?Какую птицу зовут ледоломкой (Оляпку.)Какие птицы подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)

Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

По 3 представителя от каждой команды получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны места всех слов. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.Всякая птицы своим клювом сыта.Увидел грача – весну встречай.

Конкурс 5. «Птичья столовая»

Ученик 1. Морозы жестокие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В ее конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Ученик 2. Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Ученик 3. Поможем! Их надо кормить,

Им будет легко

Пережить холода.

Е. Благинина

Ребята на уроках труда или дома с родителями делали кормушки для птиц и готовили корм птицам. Проходит выставка фотографий с видом кормушек и фотографий, рассказывающих о том, как дети зимой кормили птиц.

Ученик 1. Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

Ученик 2. В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Ученик 3. Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

Ученик 4. В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Ученик 5. В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник скворец…

Вот и зимушке конец.

З. Александрова

Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу.

Теперь настала пора приготовиться к встречи пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. Дома ребята мастерили с родителями скворечники. Задача каждой команды рассказать о том, как они строили свои скворечники.

Конкурс 6. «Портрет пернатого друга»

Задача участника конкурса рассказать о птице, чей портрет он нарисовал дома, и рассказать что-то интересное об этой птице.

Конкурс 7. «Стихи и песни о пернатых»

Мастера песенного исполнения или исполнители стихов выступают по заданной теме.

Ласточка примчалась

Бела моря,

Села и запела:

«Как февраль не злился,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!»

А. Майков

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. Жуковский

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня.

В. Берестов

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.

Л. Татьяничева

Конкурс 8. «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых»

Каждая команда рисует плакаты и защищает свой плакат. Жюри оценивает яркость, красочность плаката, аккуратность и его содержательную сторону.

В завершение подводятся итоги, звучат слова благодарности в адрес всех участников и исполнятся песня.