Деизм примеры. Деизм, материализм и атеизм Французского Просвещения. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

С началом промышленной революции в Европе стремительно менялось мировоззрение людей. Активно развивалась наука: появилась текстильная промышленность, изобрели металлургию, многие природные явления объяснили с точки зрения физики. Вследствие этого догматы католической церкви подверглись сомнениям, а на отрекшихся от веры ученых начались гонения (Инквизиция).

Европейское общество 16-17-го веков нуждалось в новом учении, дающем людям исчерпывающие ответы на возникшие вопросы. Объяснить неразрешимые в рамках религии вопросы был призван деизм.

Определение

Что же подразумевается под деизмом? Можно ли считать его религией?

Деизм в философии - это направление общественной мысли, возникшее в 17-м веке. Является синтезом рационализма с идеей Бога. Согласно деизму, первопричиной возникновения мира был Бог или некий Именно он дал толчок для развития того удивительного и прекрасного, что окружает нас. Дальше он оставил мир развиваться по естественным законам.

Деизм в философии появился благодаря революционной буржуазии, отрицавшей феодализм и безграничную власть Церкви.

Пришло время разобраться, что такое деизм: религия, философия или же мировоззренческая концепция? Большинство источников определяют его как направление или течение мысли, объясняющее мироустройство. Деизм - это точно не религия, поскольку отрицает догмы. Некоторые ученые даже определяют это философское направление как скрытый атеизм.

Где зародился деизм?

Родиной деизма была Англия, затем учение стало популярным во Франции и в Германии. В каждой из стран направление имело свою характерную окраску, сочетаемую с ментальностью людей. Именно эти три страны являлись центрами идеологии Просвещения, большинство научных открытий произошли именно в них.

В Англии деизм не был повсеместно распространен среди образованных людей. Лишь узкая прослойка писателей и философов во главе с лордом Чербери «зажглась» новой идеей. Они писали многочисленные труды, опираясь на идеи античных философов. Основатель деизма резко критиковал церковь: он считал, что она обладает безграничной властью, основанной на слепой вере людей.

Второе название деизма - это религия разума, описанная в «Трактате об истине», труде Чербери. Пик популярности направления в Англии пришелся на первую половину 18-го века: идеи учения стали разделять даже глубоко верующие люди.

Большое значение имел деизм для Франции: Вольтер, Мелье и Монтескье жестко критиковали власть церкви. Они протестовали не против веры в Бога, а против навязываемых религией запретов и ограничений, а также против большой власти церковных служащих.

Вольтер - это ключевая фигура во Ученый из христианина превращается в деиста. Он признает рациональную веру, а не слепую.

Деисты Германии читали труды своих английских и французских современников. Далее они образовали популярное движение "Просвещение". Немецкий философ Вольф был деистом: благодаря ему протестанская религия стала более свободной.

Деисты - известные исторические личности и ученые

Неудивительно, что классический приверженец деизма имел высшее образование и увлекался историей. Когда человек знает физику, его невозможно убедить в том, что радуга или гром - божественные явления. Ученый может предполагать, что первопричиной всего был Бог, который сформировал гармоничный и красивый мир, дал ему логичные законы, по которому все живет и движется. Но Всевышний не вмешивается в происходящие события. Они происходят в соответствии с открытыми физическими законами.

Известными деистами были:

  • Исаак Ньютон.
  • Вольтер.
  • Жан-Жак Руссо.
  • Дейвид Юм.
  • Александр Радищев.
  • Жан Боден.
  • Жан Батист Ламарк.
  • Михаил Ломоносов.

Идеи деизма до сих пор пользуются популярностью. Многие западные ученые являются деистами - они признают Божественное начало мира, при этом отлично знают свою область науки.

Теизм, деизм, пантеизм - в чем различие?

Разница между этими похожими по звучанию словами велика:

  • Теизм - это мировоззренческая концепция, основывавшаяся на вере в единого Бога. Две мировые религии - христианство и ислам - являются теистическими. Они относятся к т. е. признают единого Бога.
  • Деизм - это не религия, как уже говорилось ранее, а симбиоз двух Творца и законов науки. Это философское направление не основывается на откровении, а признает разум, интеллект и статистические данные.
  • Пантеизм - это религиозно-философское направление, приравнивающее Бога к природе. Понять «Бога» можно через сближение с Вселенной и с природой.

Определившись с понятиями, перечислим основные отличия этих понятий друг от друга:

  • Теизм - то же самое, что и религия. Признает существование единого Бога, сотворившего мир и по сей день помогающего людям. Пантеизм и деизм - это философские направления, описывающие мироустройство.
  • Деизм - течение мысли, сочетающее в себе идею Бога, создавшего Вселенную, и идею дальнейшего развития мира по определенным законам, уже без вмешательства Творца. Пантеизм - это философское направление, отождествляющее понятие Бога с природой. Деизм и пантеизм - это принципиально разные вещи, которые не стоит путать между собой.

Влияние деизма на развитие философии

Деизм в философии - это абсолютно новое направление, давшее начало как минимум трем мировоззренческим концепциям:

  • Эмпиризму.
  • Материализму.
  • Атеизму.

На идеи деизма опирались многие немецкие ученые. Кант использовал их в своем известном труде «Религия в пределах только разума». Даже до России дошли отголоски европейского Просвещения: в 18-19-м веках новое направление стало популярным у российских прогрессивных деятелей.

Деистические идеи способствовали:

  • Борьбе с предрассудками и суевериями.
  • Распространению научного знания.
  • Положительному толкованию прогресса.
  • Развитию общественной мысли.

Выводы

Деизм - это принципиально новое направление в философии, стремительно распространившееся по Европе в Пытливые умы средневековых ученых, философов и мыслителей соединили идею Бога-Творца с научными открытиями.

Можно сказать, что общественный запрос на новую мировоззренческую концепцию был удачно удовлетворен. Деизм поспособствовал развитию науки, искусства и свободомыслия.

Что такое атеизм? (1)
Атеизм (франц. atheisme - от греч. atheos - безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений, культов и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Достаточно ли не верить в бога, чтобы быть атеистом? (2)
Атеизм является не "простым неверием в бога", а представляет собой мировоззрение, включающее в себя научные, моральные и социальные основания для отрицания существования бога и философию жизни без бога.
Для настоящего атеиста "Бога - нет!" - мало .

Что же признаёт атеизм, на чём основывается? (3)
Атеизм основывается на признании естественного, окружающего человека мира единственным и самодостаточным, а религии и богов считает творением самого человека.

Атеизм основывается на естественнонаучном постижении мира, противопоставляя полученное таким путём знание - вере.

Атеизм, основываясь на принципах светского гуманизма, утверждает первостепенное значение человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре.

Как вы понимаете гуманизм? (4)
Гуманизм - (от латин. humanus-человеческий.человечный), - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерий оценки общественных отношений.

Не является ли в таком случае атеизм культом человека? (5)
Нет, не является. Для существования культа обязательно необходимо существование внешних, высших существ или сил, которым следует поклоняться. Человек не может быть высшим существом по отношению к самому себе.

Как атеисты борются с религией? (6)
Атеисты не борются с религией. Атеисты утверждают своё мировоззрение и отстаивают свои гражданские, конституционные права.

Как атеисты относятся к верующим? (7)
Атеисты относятся к верующим так же, как и к любым другим людям - сообразно их поступкам.
Более того, к большинству верующих, атеисты относятся, как к детям, не выросшим из простодушных детских сказок, которым надо терпеливо и доходчиво объяснять реалии окружающего мира.

Какие выводы следуют из атеистического утверждения отсутствия бога? (8)
Нет бога творца, бога отца и вообще никакого бога, который бы нёс ответственность, любил и защищал людей.

Нет бога, который внял бы нашим молениям. Люди, делайте всё сами, исходя из возможностей собственного разума и собственных сил.

Нет ада. Мы не должны бояться несуществующего, мстительного бога или дьявола и заискивать перед ними.

Нет никакого искупления или спасение верой. Мы должны лично отвечать за последствия наших поступков.

У природы нет ни злых, ни благих намерений по отношению к человеку. Жизнь есть борьба с преодолимыми и непреодолимыми препятствиями в природе. Сотрудничество всего человечества является единственной надеждой выжить в этой борьбе.

Если бога нет, то существует ли возможность, что он появится, т.е. возникнет или обозначит своё существование некое высшее существо? (9)
Здесь нужно определиться. Атеизм отрицает, не признает существование бога в том виде, в котором его описывают религиозные учения - как некое высшее (личностное или безличностное) существо, сотворившее и имеющее власть над всем известным.
Если рассматривать бога как некую внутреннюю психическую реальность, порождённую самим человеком -то такие "боги" действительно существуют, появляются и исчезают постоянно в массовом и индивидуальном сознании.То, что кто-то где-то придумает ещё одного бога и заставит людей ему поклоняться, то это ничего не изменит.

Атеист и агностик - одно и то же? (10)
Нет. Атеист не верит в бога и знает , что бога нет. Агностик не знает, существует ли бог. Это теоретически. А практически - агностиками называют себя неверующие в бога люди, боящиеся прямо декларировать свою позицию.

И их можно понять. Религиозное "промывание мозгов" и подавление личности в России приобрело такие масштабы, что честно декларировать свои атеистические взгляды может далеко не каждый. Для этого нужно быть как минимум честным и смелым человеком.

Обязательно ли атеист должен быть материалистом?
(11)
Фактически, большинство атеистов так или иначе склоняются к материалистическому пониманию природы.

Обязательно ли материалист является атеистом? (12)
Лучше сказать, что материалистическое понимание мира закономерно приводит к отрицанию существования бога.

С какими движениями и философскими направлениями может ассоциироваться атеизм? (13)
Антиклерикализм, материализм, светский гуманизм, скептицизм, рационализм.
Можно даже сказать, что элементы этих систем частично присутствуют в атеизме, создавая его философскую основу.

Атеизм антигуманен и влечёт за собой преступность и агрессивность. (Бога нет - значит всё позволено.) Так ли это? (14)
Разумеется, нет. Начнём с того, что среди преступников гораздо больше верующих, чем среди тех же учёных. Почему? Потому, что как раз религия зачастую позволяет избежать моральной ответственности за преступление, "вымолив" прощение.
Верующий, выполняет так называемые заповеди, только потому, что за их неисполнение положено страшное божественное наказание.
Верующий всегда может отмолить и искупить любой свой поступок.

Мораль для верующего - нечто внешнее. Она даётся извне и контролируется извне. И рассказы про "Иисуса в сердце" здесь, как правило, ничем помочь не могут.

Именно это порождает бесчисленные религиозные конфликты, религиозных фанатиков и даже бытовую преступность. Это скорее верующие живут согласно принципу: "бог есть - значит, всё возможно !"

Атеист следует принципам морали и установленным законам не потому, что ему некое высшее существо сказало "так надо", а исходя из глубокого внутреннего осознания необходимости и продуктивности социальных установлений и законов. Поэтому, мораль атеиста более глубока, устойчива и совершенна, чем мораль верующего с одной стороны, более гибка и адаптивна с другой.
Перефразируя заданный вопрос можно сказать: "бога нет - значит, думай сам! "

Допускают ли атеисты, что существуют чудеса или необъяснимые явления? (15)
Научные исследования доказали, что все религиозные пророчества и чудеса были порождены или невежеством людей или делом рук мошенников.
Другое дело "необъяснимые явления". Разумеется, в нашей жизни много необъяснимых вещей и необъяснённых вещей. Часть из них возможно никогда не будет объяснена или понята. А некоторые уже существующие объяснения могут быть просто недоступны отдельно взятому человеку.

Допускают ли атеисты существование лишь того, что достоверно научно установлено и объяснено? (16)
Смысл науки как раз и состоит в том, чтобы исследовать неизвестное и таинственное, а не отрицать его.
Все, что наука открывает о сущности явлений мира, некогда объявлялось непосредственным делом рук бога. Бог отступает из той области, в которую вступает наука. Ни одно научное открытие не подтверждает того, о чем говорит религия, но даёт разумные, рациональные объяснения таинственных явлений.

Допускают ли атеисты существование только материальных объектов? (17 )
Разумеется - нет. Энергия, время, информация и многое другое не является материальными объектами в общефизическом понимании это слова.

Что такое "воинствующий атеизм"? (18)
Воинствующий атеизм - это ложное понятие, введённое клерикалами для борьбы с атеизмом. Никогда атеисты не были воинственными или воинствующими.
Наоборот, многие войны в истории человечества, начиная с крестовых походов и заканчивая многочисленными региональными конфликтами сегодняшнего дня (Косово, Македония, Индо-Пакистанский конфликт, Израиль и другие) имеют в своей основе религиозные корни и мотивы.
А вот ни одной войны с целью установления атеизма никогда не было.

Как же быть с уничтожением храмов и репрессиями священнослужителей в России во времена правления Сталина? (19)
Во-первых, данные об этих репрессиях сильно преувеличены сами христианами, как они любят делать со времён Древнего Рима. Число репрессированных священнослужителей в процентном отношении такое же, как и в других группах населения и значительно ниже, чем число репрессированных политработников. Не надо представлять дело так, что от сталинских репрессий пострадали преимущественно христиане. Это, по меньшей мере, нечестно.
Во-вторых, все эти репрессии проводились сталинистами, исповедовавшими Культ личности Сталина - своего рода фанатиками социальной религии, обожествлявшей живого вождя.
И, наконец, нужно помнить, что именно И.В. Сталин, имевший, кстати, незаконченное церковное образование, самолично восстановил в 1942 году в России православную церковь и назначил ей патриарха. Именно эта церковь, (называемая сейчас РПЦ) безбедно существовала до конца 80-х годов в тесном взаимодействии с государственными структурами.

Является ли "антихристианство" частью атеизма? (20)
Отрицание христианских ценностей и христианского смысла жизни, без сомнения является частью атеизма. Однако само по себе "антихристианство" может являться атрибутом иной, нежели христианство религиозной концепции и существовать вне рамок атеизма. Например, антихристианство язычников.

Христианская религия учит любви. Что в этом плохого? (21)
Любовь у христиан, касается только единоверцев. Для иноверцев у христиан другой подход - это и инквизиция, и крестовые походы, и религиозные войны.
Поэтому Вера в Бога органически связана с преступлениями перед человечеством, с грубостью, враждой, ненавистью, злыми намерениями и жестокостью по отношению к ближнему.

В религии учат, что человек высшее существо? (22)
Религия утверждает беспомощность и ничтожность человека по отношению к богу. Любая религия учит, что человек вторичен по отношению к богу, он его раб, его создание, оценка человеку будет дана после смерти.

Атеизм отрицает второстепенность и ничтожность человека по отношению к богу, утверждает самоценность человека без всякой оглядки на бога, бытиё и мир в этой жизни не считает промежуточным и пустым.

Человек не вторичен по отношению к богу. Человек ценен сам по себе без всякого бога или другого высшего существа.

Считается, что религия учит человека смыслу жизни. Так ли это? (23)
Религия, особенно христианство, утверждая идею "вечной" загробной жизни, отрицает и умаляет ценность бытия и мира в этой жизни, считает мирскую жизнь подготовкой к главному событию - бессмертию; поэтому религиозное бытие человека лишено других целей и другого смысла, кроме подготовки к смерти.

Являются ли буддисты атеистами?
(24)
Распространённое заблуждение об "атеистичности" буддизма, порождается отсутствием ясных представлений о буддизме. Современный буддизм представляет собой религию и буддисты не при каких условиях не являются атеистами. Однако нельзя забывать и то, что изначально буддизм действительно представлял собой оригинальную философскую систему, а не религию, и только со "вторым поворотом Колеса Дхармы" идеал Будды - человека активизировавшего свое сверхсознание , свободное от страдания, заменяется идеалом Будды являющим космический принцип, Высшее начало, существующее во Вселенной. Изучение ранней буддийской философии может помочь атеисту в становлении атеистических воззрений.

Часто приходится слышать, что атеизм - это один из вариантов сатанизма (или наоборот). Так ли это? (25)
Нет. Это широко пропагандируемое служителями культа ложное утверждение. Что касается служителей именно христианского культа, то они видят происки сатаны во всём, что противоречит их конфессиональным интересам.
В действительности, сатанизм является обыкновенным религиозным движением со своими церквями, священниками и даже библией.
Атеизм относится к сатанизму так же, как к любой другой религиозной системе - т. е., отрицает наличие сатаны и полагает все связанные с ним воззрения необоснованными.
Соответственно, никакой сатанист не может считаться атеистом, и не один атеист не может быть сатанистом.

Много ли в России атеистов? (26)
По разным оценкам от 30 до 50% населения России не в верит в бога. От 7 до 15 % характеризует себя как атеистов. Однако отличием атеистов от верующих является то, что они не обязаны собираться вместе по воскресеньям. Атеизм это не только мировоззрение, но и стиль жизни, который не обязывает атеистов объединяться под чьим-либо руководством.

Однако атеисты объединяются в организации? (27)
Да. За 1999 - 2001 годы атеистические организации появились практически во всех крупных городах. Это связано с борьбой атеистов за свои гражданские права. Фактически, сейчас в России взят курс на создание религиозного, теократического государства, церкви предоставлены немыслимые льготы и возможности, огромные суммы из гос. бюджета выделяются на финансирование РПЦ. Детей вовлекают в религиозные организации, в школах пытаются насильно научить детей "закону божьему". Церкви создают собственные вооружённые отряды (дружины), которые уже начинают запугивать и избивать людей.
В такой ситуации часть атеистов просто вынуждена объединяться, чтобы отстоять свои гражданские права.

Термин «деизм» был впервые применен кальвинистами в XVII в. Деизм (от лат. deus - Бог) распространился в XVIII в. в эпоху Просвещения, поначалу в Англии, Франции и Америке. К концу XVIII в. его влияние на широкую публику заметно снижается. Появление деизма было вызвано ростом доверия к человеческому разуму (на фоне научно-технического прогресса) и усилением тенденции рационализма в западной теологии. В отличие от христианской ортодоксии, деизм отвергал любое религиозное утверждение, если его нельзя обосновать рациональным способом. Сегодня такая вера деистов в мощь человеческого разума - в способность методами логики выявить универсальную религию природы - многим представляется весьма наивной.

Согласно родоначальнику деизма лорду Герберту из Чербери (1583-1648), Бог, сотворив мир, более нс принимает в нем участия, не вмешивается в механизм физических законов; главная цель мироздания - быть местом обитания человека. Английский химик, физик и теолог Р. Бойль (1627-1791) придумал аналогию «космического механизма» с вечно идущими часами, не требующими ремонта. Более века спустя эту аналогию актуализировал его соотечественник У. Пейли (1743-1805). Просветители XVIII в. воображали себе мир как машину, сотворенную Богом и действующую по законам механики, человека - как «духовный автомат» (Лейбниц), а Бога - как совершенного механика.

Р. Докинз, американский этолог-атеист, с иронией пишет: «Деистский бог - присный и во веки веков физик, альфа и омега математики, апофеоз творческого гения; Верховный Инженер,

установивший и отладивший с филигранной точностью законы и константы Вселенной, устроивший то, что мы называем ныне “Горячим Большим Взрывом”, а затем удалившийся на покой и больше никогда о себе не заявлявший» .

Самыми заметными деистами в Англии были Дж. Толанд (1670-1722), Э. Коллинз (1676-1729), Т. Вулстон (1660-1724) и М. Тиндал (1657-1730). Во время своего пребывания в Лондоне в 1726-1729 гг. Вольтер (1694-1778) ознакомился с идеями английских деистов и по возвращении домой, во Францию, начал активно пропагандировать их. Став самым крупным французским деистом, Вольтер яростно критиковал теизм католиков и атеизм материалистов, отстаивал веру в Бога, абсолютные моральные ценности и личное бессмертие. Мировоззрение другого французского писателя и философа - Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) - эволюционировало от кальвинизма к деизму. Руссо соглашался с деизмом Вольтера, но особо подчеркивал роль совести в установлении личной связи с Богом. Позаимствовали деизм из Европы американские просветители Б. Франклин (1706-1790), Т. Джефферсон (1743-1826), Дж. Вашингтон (1789-1797), а самым известным американским деистом стал журналист и эссеист Т. Пейн (1737-1809). В книге «Век разума» (1794) Пейн предпринял попытку опровергнуть Божественность Иисуса Христа, а также доказать, будто Моисей не был автором Пятикнижия, а Евангелия не были написаны апостолами.

С позиций рационализма деисты воюют против истолкования Библии в духе мистицизма и иррационализма. Признавая Бога первопричиной космоса, большинство из них отрицают, что Создатель проявляет интерес к своему творению, к ходу мировой истории и судьбам людей. Не надеясь на чудеса, деизм опирается на человеческую волю к улучшению жизни, рационализирует и тех- нологизирует моральные ценности. Деисты утверждают, что человеческий разум сам способен проектировать правильную мораль и решать все проблемы религиозной жизни. (Правда, как можно логически доказать, что Бог никак не контролирует мир и человеческие поступки?)

Английский философ С. Кларк (1675-1729), известный прежде всего как защитник учения Ньютона о гравитации и абсолютном пространстве, различил в 1704-1705 гг. в своих лекциях о Р. Бойле четыре типа деизма. По Кларку, существуют деисты, которые:

  • 1) признают Бога высшим существом, творящим мир и человека, обладающим всемогуществом, всезнанием, безусловной добротой, провиденциально контролирующим ход истории, определяющим после Страшного суда над людьми характер их посмертной будущей жизни; но вместе с тем они отрицают идею Откровения, доверяя исключительно суждениям естественного разума;
  • 2) совпадают с деистами первого типа, но не признают человеческого бессмертия и идею Страшного суда;
  • 3) совпадают с деистами второго типа; но не верят в Божественный контроль над природными процессами, не считают Бога добрым или злым, а потому считают Бога безразличным к благополучию человека;
  • 4) не только отрицают наличие у высшего существа моральных атрибутов и не верят в предопределение, но также отвергают идею Божественного контроля над миром и даже идею установления Богом законов природы.

«До тех пор, пока в европейской культуре в основе представлений о природе лежала ортодоксальная тринитарная концепция, - пишет Л. М. Косарева, - ничто не могло разрушить антропоцен- тричность средневекового образа вселенной. И лишь после того, как из фундамента христианского мироздания было удалено представление о Сыне-богочеловеке как ипостаси, единосущной Отцу, Троица Афанасия была заменена единым Богом антитринитариев- деистов, “распались концы” старой вселенной. Ее заменил бесконечный однородный изотропный универсум, предельно чуждый антропоцентризму и антропоморфизму. Самый серьезный, решительный удар старой вселенной был нанесен антитринитарием

Ньютоном: будучи связан еще с теологией, его образ мира уже не является христианским» .

Напомним, что, в отличие от деизма, ограничивающего Творение одноразовым актом, теизм учит, что Бог продолжает созидать мир по Своему плану и провидит конечные цели и Последний суд. Божественная Провиденция предполагает план спасения человека и установление Царства Божия, земного либо небесного. Понимание теистами взаимосвязи сущности и явления назовем «моделью чуда». Чудо зримо в своем проявлении, но рационально не может быть выведено из известных человеку законов сотворенной природы. Согласно «модели чуда» истинное творчество заключается в неустанном созидании подлинно нового не путем опредмечивания своего собственного содержания (т. е. не путем эманации) и не путем комбинирования старых реалий (т. е. не путем изобретательства), а из «ничего» и исключительно благодаря силе духа.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова деизм

деизм в словаре кроссвордиста

деизм

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

деизм

деисм м. учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение, и вообще богословское, догматическое учение. Деист м. деистка ж. последователь, чтитель этого учения. Деистический, к деизму относящийся.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

деизм

деизма, мн. нет, м. (от латин. deus - бог) (филос.). Религиозно-философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

деизм

[дэ], -а, м. Религиозно-философское учение о Боге как о существе сотворившем мир, но не управляющем его судьбами.

прил. деистический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

деизм

м. Религиозно-философское учение (XVII-XVIII вв.), допускающее существование Бога как творца мира, но отрицающее его участие в жизни природы, общества, человека.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

деизм

ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. "промысел божий", чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума (см. Естественная религия). Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.

Деизм

(от лат. deus ≈ бог), религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о., Д. противостоит как теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и пантеизму, растворяющему бога в природе, и атеизму, вообще отрицающему само существование бога. Д. выступил с идеей естественной религии, или религии разума, которую он противопоставил религии откровения. Естественная религия, по учениям деистов, является общей для всех людей и представляет собой норму для всех позитивных религий, в том числе и христианства.

Д. развился прежде всего в Великобритании. Родоначальником его считается английский философ лорд Чербери (17 в.), развивший идею религии разума («Трактат об истине», 1624). К Д. примыкали мыслители различных направлений ≈ как идеалисты, так и материалисты, причём для последних, по словам Маркса, Д. «... есть не более как удобный и лёгкий способ отделаться от религии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Наивысшее развитие Д. получил в 1-й половине 18 в. В Великобритании деистами были Дж. Толанд, видевший в христианстве лишь нравственное учение, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефтсбери, Г. Болингброк; в Америке ≈ Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Аллен, Т. Пейн. Близко к Д. стоял Дж. Локк. Высказанный Д. Юмом взгляд на религию как проистекающую из страха и надежды, делал ненужным допущение бездеятельного бога-творца («Диалоги о естественной религии», 1779). Во Франции идеи Д. проводил Вольтер, к Д. приближался Ж. Ж. Руссо. С критикой Д. выступали французские материалисты 18 в. В Германии Д. распространялся на почве философского рационализма (Г. В. Лейбниц, Г. Э. Лессинг). Идеи Д. своеобразно преломились в сочинении И. Канта «Религия в пределах только разума» (1793, рус. пер. 1908). Среди русских прогрессивных мыслителей Д. получил распространение в конце 18 ≈ начале 19 вв. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин, некоторые декабристы). В целом Д. сыграл положительную роль в развитии свободомыслия 17≈18 вв.; в дальнейшем утратил своё прогрессивное значение.

В современной буржуазной философии Д. не имеет самостоятельного значения, но его придерживаются многие естествоиспытатели, которые в закономерности и упорядоченности мира видят доказательство бытия его создателя.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1952, с. 97≈99; [Орбинский P. В.], Английские деисты 17 и 18 столетий, «Записки Новороссийского университета», 1868, год 2, т. 3, в. 1; Роговин С. М., Деизм и Давид Юм. Анализ «Диалогов о естественной религии», М., 1908; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; Lechler G. V., Geschichte des englischen Deismus, Stuttg., 1841; Sayous Ed., Les déistes anglais et le christianisme... (1696≈1738), P., 1882; Torrey N. L., Voltaire and the English deists, New Haven ≈ Oxf., 1930; Orr J., English, deism. Its roots and fruits, Grand Rapids (Mass.), 1934; Schlegel D. B., Shaftesbury and the French Deists, Chapel Hill, 1956.

Википедия

Деизм

Деи́зм - религиозно - философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог всё же влияет на события, но не управляет ими полностью. Внутри деизма существует много течений. Рамки деизма невозможно точно определить, поскольку сама концепция деизма не предполагает жёстких канонов. В то же время деизм предполагает, что разум , логика и наблюдение за природой - единственные средства для познания Бога и Его воли. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и религию.

Примеры употребления слова деизм в литературе.

Столь же скептически относились саддукеи и к теории предопределения, склоняясь к другой крайности-своего рода деизму .

Деизм - воззрение, согласно которому бог признается лишь как первопричина мира.

Шелли дает политически острую критику деизма , как философии компромисса и примирения, ищущей третьего, промежуточного пути между христианской мистикой и атеизмом.

Перед читателем проходит галерея приверженцев деизма и гегельянства, пантеизма и кантианства, рационалистов всех оттенков.

Деизм - обычно противопоставляется теизму и обозначает убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок.

Большинство английских просветителей придерживалось не материализма, а деизма - учения, признающего существование бога в качестве безличной первопричины мира, который во всем остальном предоставлен действию законов природы.

Еще более непримиримы к деизму были представители чисто буржуазного крыла просветителей - Стиль, Аддисон, Ричардсон, придерживавшиеся пуританско-религиозного образа мыслей.

А если кто и протестовал, то в такой форме, что лучше бы они этого не делали, - как, например, Теодор Паркер с его деизмом или Октавиус Фротингем, кузен Генри Адамса, который, провозгласив себя скептиком, не разрешил ни одной старой проблемы, но воздвигнул тьму новых и только поверг в отчаяние своего отца и шокировал Бикон-стрит.

Возможность и действительность, Возможные миры, Волюнтаризм, Воля, Высоцкий, Гармония, Ги-леоморфизм, Гнозис, Дадаизм, Данте, Движение, Деизм , Диалектическая теология, Дидро, Доктор, Дуализм, Жан Буридан, Жильсон, Идеализм, Иисус Христос, Инвектива, Интерпретация, Иоанн Дуне Скот, Ирония, Ирония истории, Истина, Ис-торицизм, Иудаизм, Катафатическая теология, Квиетизм, Контекст, Концептуализм, Красота, Культурного отставания концепция, Лингвистической относительности концепция, Логос, Лосский В.


Ярослав Левченко

Деизм: что это такое?

Деизм – это способ познания Бога и построения с Ним отношений на основе того, что Он Сам создал и дал нам в свое распоряжение. Это, прежде всего наш разум, вся наша жизнь, а также окружающая нас действительность – природа. Сотворенное Богом является самым надежным свидетельством о Его существовании, Е го свойствах и Е го отношении к нам и ко всему миру. Ведь что является наилучшим свидетельством о таланте художника: его произведение или отзывы вторых лиц, которые являются зачастую противоречивыми или даже взаимоисключающими? Что нам лучше передаст величие египетских пирамид или Великой китайской стены: многотомные описания, фотографии или даже видеосъемки сделанные другими людьми или же наш собственный взгляд на эти искусстные сооружения?

Деистические взгляды и мировоззрение существовали с самого зарождения человечества. Представление о Высшей силе, Первопричине, Боге было и остается сейчас у всех народов. Истории и этнологии неизвестны атеистические, т.е. отрицающие Бога, народы. Деистические взгляды просматриваются у греческих и римских философов, а также у мыслителей остальных народов – индусов, китайцев, персов и других, – чьи произведения дошли до наших дней. Сократ, беседы которого дошли до нас через Ксенофонта и Платона, учит своих собеседников думать самостоятельно и своими собственными силами постигать житейские истины. Сенека делится своим опытом упорядоченной жизни в гармонии с природой и самим собой. Стихотворения Омара Хайяма воспевают жизненные радости, данные нам Богом и природой, а также умение жить своим умом.

Сам термин “деизм” появился в Эпоху Возрождения, когда многие ученые и мыслители пришли к выводу, что единственный надежный источник знаний о Боге – это природа, которую мы познаем посредством данного нам Богом разума. Такой подход они и назвали “деизмом”, от латинского “ Deus ” , т.е. Бог. Их взгляды разбросаны по многим произведениям, перечисление которых заняло бы много места. Одним из самых значительных произведений, посвященных деизму, является “Век разума” Томаса Пейна и “Принципы природы” Элигу Палмера. Великий украинский философ Григорий Сковорода может быть также назван деистом в полном смысле этого слова. В произведениях Тараса Шевченко, Ивана Франко, Александра Пушкина и других видных поэтов и писателей также содержится много идей деизма.

Итак, какова же главная разница между деизмом и традиционными религиями , которые, по словам их основателей и приверженцев, даны через откровение?

Во-первых, для деистов единственной “книгой” о Боге является Его Творение, которую мы “читаем” с помощью нашего разума, также созданного Богом. Других источников для нас не существует. Что же с религиями “откровения”? Одно перечисление их источников – книг, преданий, житий святых, решений соборов и т.д. – займет не одну сотню страниц. Возьмем православие: сколько писаний святых отцов, сколько решений соборов, которые отменяют то, что раньше запрещалось, и запрещают то, что раньше разрешалось! Будет ли предвечный Бог издавать временные законы? В католицизме, протестантизме, а также иудаизме и мусульманстве положение сходное. Или заглянем в Библию: наряду с заповедью любить ближнего нам заповедано убить нашего брата, сына, дочь, жену или друга, которые тайно уговаривают нас “служить богам иным” (Второзаконие 13, 6 – 10). В одной и той же книге великий принцип любви и повеление убить близкого человека, который агитирует нас в другую религию. Только наш разум подскажет, что ОТ Бога, а что НЕТ.

Во-вторых, деист никогда не вручит свою жизнь – свою душу и свое тело – в руки “духовного отца”, гуру, провидца, пророка, ребе и т.п. Православие велит нам беспрекословно исполнять волю “духовного отца”, индусы – гуру, иудеи – ребе. Сколько покалеченных жизней и судеб из-за безумной практики всецело вручать себя в руки другому человеку! Или вспомним события начала 90-х, когда секта “ Белое братство ” призвала своих членов – в подавляющем большинстве своем молодежь – к акту самосожжения. И только вмешательство милиции и прокуратуры предотвратило это чудовищное событие. Деисты же застрахованы от такой опасности, держась убеждения, что каждый человек во всяком месте и во всякое время должен распоряжаться собой САМ .

Чем отличается деизм от атеизма ?

Деисты признают, что Бог существует. Наблюдения за небесными телами, за жизнью на земле показывают, что наш микро- и макромир построены на четких законах; сложность и упорядоченность их структуры нельзя объяснить случайностью или результатом хаотичного процесса мирообразования. За всем этим, безусловно, стоит великий художник, Архитектор, Строитель, Создатель, которого мы называем Богом. Каждое новое открытие в области естественных наук открывает новые грани нашей вселенной со своими совершенными и непреложными закономерностями. Деист не может, видя все это сказать, что Бога нет.

В чем различие между деизмом и агностицизмом ?

Агностики говорят: доказать или опровергнуть существование Высшей силы невозможно. Если отнести это утверждение к человеку, мы отчасти согласиться можем. Человек действительно может и доказывать и опровергать все что угодно. Но ведь Сам Бог через творение, наш разум и нашу жизнь являет свое существование. И не мы – деисты – доказываем, что Бог есть; а Он Сам показывает людям через природу и ее законы, что Он существует.

Каковы же практические результаты применения принципов деизма в жизни?

Прежде всего – это гармония с природой, с людьми и с самим собой. Деизм не несет меч (как Христос) или джихад (как Мухаммед). Наблюдая за природой, мы приходим к выводу, что гармонию в общество и в душу каждого человека способны принести взаимопомощь, любовь, сострадание и взаимопонимание.

Деизм призывает каждого человека быть самостоятельным и полностью нести ответственность за свою жизнь, за свои поступки, не оправдывая их заповедями, законами, запрещениями. Какая наша заслуга в том, что мы спасли жизнь человеку руководствуясь исключительно заповедью, а не состраданием и следованием велению своей совести. Наша вина не уменьшится, если мы принесем кому-нибудь ущерб, поступая по заповеди: помимо самого результата такого поступка нас обвиняет еще и тот факт, что мы переступили через веление разума, и таким образом вина еще и усугубляется; подобно тому, как преступление, совершенное в нетрезвом состоянии является отягчающим обстоятельством.

Человек, живущий принципами деизма, становится свободным от манипуляций и контроля всевозможных религиозных вождей, от влияния абсурдных идей, появившихся в далеком прошлом. Он не нуждается в подтверждении авторитетом своих жизненных поступков и решений.

Среди деистов не возможна иная форма отношений как на равных. Деисты считают других людей ничем не хуже, но и не лучше себя. Превозноситься, равно, как и унижаться перед другим недостойно свободного и независимого человека.

В одном из произведений Станислава Лема персонаж говорит, что люди часто смешивают совершенное и сложное. Чем сложнее какая-либо вещь или явление, тем совершеннее их считают. Истина же состоит в том, что все наоборот: чем совершеннее, тем проще. Большинство религий признают, что Бог одновременно и самый совершенный и самый простой. Мы же зададим им вопрос, почему их “божественные” религии настолько сложны. И согласившись или не согласившись с их ответом, скажем: “деизм самая простая и таким образом самая совершенная религия, а значит она и ближе всего к Богу”.