План конспект по биологии зеленые водоросли. Разработка открытого урока значение и разнообразие водорослей план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему. Проверка домашнего задания

Водоросли

Задача урока : познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней

Плакируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаки, развивают представление о систематике организмов.

Метапредметные: учащиеся учатся выделять сущетвенные признаки низших растений и на этом основа­нии относят водоросли к низшим растениям.

Личностные : у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия урока : растения низшие, водоросли : зелёные, бурые, красные.

Деятельность учащихся : работа с текстом и иллюстрации учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков водорослей как представителей низших растений.

Ход урока .

Проверка знаний о разнообразии, характерных при знаках и распространении растений, об отличиях низших растений от высших (фронтальная беседа).

Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?

(На доске начинает составлять графическую схему.)

Учитель: Какие царства живой природы мы уже с вами изучили?

С каким царством живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке?

( Растения)

Итак, ребята, на какие царства принято разделять живые организмы? Кто достроит схему у доски?

Царства растения объединяет более 350 тыс. видов, которые объединяются в 5 отделов.

А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами.

Послушайте сказку.

Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные РАСТЕНИЯ: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока .

СЛАЙД. Учащиеся: Водоросли.

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительный мир водорослей.

Надо сказать, на сегодняшнем уроке мы с вами станем альгологами. Потому что, альгологи – это такие ученые, которые занимаются изучением водорослей. Соответственно, наука занимающаяся водорослями называется альгология. Почему же водорослям удостоена такая честь, отделиться от всех других растений в отдельную группу.

Попробуйте поставить цели перед собой на данный урок.

(Учащиеся определяют цель учебной деятельности)

Сегодня мы познакомимся с общими признаками строения и с многообразием водорослей, выделим их отличительные черты - это и есть задачи нашего урока

Для достижения поставленных целей я предлагаю вам дочитать сказку до конца и узнать, что же представляют из себя водоросли? Какое они имеют строение и значение для природы?

Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные водоросли: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Водоросли жили дружно между собой и уважали других обитателей подводного царства.

Но однажды остальные жители царства решили, что водорослей слишком много, и вообще они не нужны в подводном мире. Тогда морской конек украл у царя подводного царства Нептуна волшебную звездочку и загадал желание, чтобы исчезли все водоросли.

Водорослей не стало. И в одночасье ракообразным, моллюскам, некоторым рыбам и млекопитающим стало нечем питаться, некому было насыщать толщу воды и воздух над ней кислородом, исчезли убежища для рыб и других животных, обитателям подводного царства стало тяжело дышать.

Нептун очень разозлился на своих подданных, наказал морского конька, а водоросли вернул в подводное царство, потому что жизнь подводного мира без них невозможна.

С тех пор никто из обитателей подводного царства не смел обидеть водоросли.

Водоросли были первыми растительными организмами на Земле. Это они дали начало всем наземным растениям и.

Разбери это слово по составу и определите его происхождение (вод о рос ль - растет в воде).

Учитель. Однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями. Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде.

СЛАЙД. Обратите внимание - это водное растение – Роголистник, это Эгерия. Как у всякого растения, у них есть корни, стебли и листья. Они относятся к высшим растениям, их часто разводят в аквариумах, но они не относятся к водорослям. Чем же отличаются водоросли от высших растений? Давайте мы с вами разберемся.

СЛАЙД.

Посмотрите, эта классификация показывает, что Царство Растения делится на п/ц Низшие растения и п/ц Высшие растения. П/ц Низшие растения это как раз и есть водоросли, единственная группа, входящая в состав Низших растений.

Высшие растения

Низшие растения

Имеют органы: листья, стебель (цветок)

Не имеют органов, имеют слоевище и ризоиды

Есть ткани: покровная

механическая

проводящая

Нет тканей – масса клеток.

Интересные факты о водорослях:

    У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.

2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов. СЛАЙД 3

3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. СЛАЙД 4

Беседа с классом:

Ален Бомбар решил доказать, что человек, оказавшись за бортом судна без пищи в океане, может выжить. Он совершил легендарное путешествие через Атлантический океан в одиночку, питаясь только тем, что смог выловить в верхних слоях воды (большое количество водорослей). Какие питательные вещества содержат одноклеточные водоросли, которые являются кормом для морских животных и могут быть пищей человеку? СЛАЙД 5

Для сведения: очень много белка – известно, что лучшие сорта бобовых содержат до 30% белка, пшеница – около 20%, хлорелла – 50%. СЛАЙД 6

Многообразие водорослей – показ слайдов и рассказ учителя. СЛАЙД 8- 12

    Одноклеточные зелёные водоросли.

    Многоклеточные зелёные водоросли.

    Харовые водоросли.

    Бурые водоросли.

    Красные водоросли.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Задание для класса: Какое строение имеет одноклеточная водоросль? (Самостоятельная работа с учебником на с. 95)

Да, так как водоросли просто устроены, имеют более простое строение, не так прихотливы к окружающей среде, в теле водорослей нет проводящих сосудов, тело водорослей не разделено на органы и т.д.

III . Закрепление материала.

Используя учебник заполните таблицу:

Систематическая группа

Рисунок

Среда обитания

Особенности строения

Зелёные водороли

Бурые водоросли

Красные водоросли

Возврат к проблемному вопросу, заданном в начале урока. «Чем же отличаются водоросли от высших растений?»

Учитель. Каковы отличительные признаки водорослей?

Водоросли - низшие растения.

Тело водорослей носит название слоевище, т.е. таллом.

У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.

В талломе нет проводящих сосудов.

Хлорофилл находится в хроматофоре

Закончи предложения:

1.Водоросли относят к живым организмам потому, что они …, …, …, …, … и …

2.Тело водорослей не разделено на органы, поэтому их относят к … растениям.

3.Тело водорослей называют … (…)

4.Тело водорослей состоит из …

5.В клетках водорослей, как и у других растений содержится ….

6.Водоросли, как автотрофы являются поставщиками …

Вспомните, что вы хотели узнать на уроке. На все ли поставленные вами вопросы мы сегодня ответили на уроке?

    1. Домашнее задание

      1. Изучить § 18. Ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Найдите в дополнительной литературе примеры использования водорослей человеком.

IV . Рефлексия.

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Жукова Валентина Андреевна

учитель биологии

ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 10

Конспект урока по теме «Водоросли» 6 класс

Задачи:

— познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;

— сформировать знания об их среде обитания;

— раскрыть особенности строения тела;

— показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;

— объяснить способы размножения водорослей;

— познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;

— показать значение водорослей в природе и жизни человека;

— продолжить развивать умение пользоваться микроскопом и готовить микропрепараты.

Средства обучения:

— кинофильм «Водоросли» (20 мин);

— иллюстрации;

— инструкционные карточки.

Словарь: высшие растения, низшие растения, ризоиды, таллом, слоевище, одноклеточные и многоклеточные водоросли, хламидомонада, хроматофор, хлорофилл, хлоропласты, половое размножение, гаметы, бесполое размножение, зооспоры, автотрофы.

План урока:

1.Организационный момент, фонетическая зарядка

2. Объяснение нового материала

3. Закрепление

4. Домашнее задание

Ход урока.

    Организационный момент

Выступления учащихся:

1) У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.

2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.

3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей.

2. Объяснение нового материала.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

— Водоросли.

— Да. Водоросли – самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем наземным растениям. Мир водорослей огромен по численности и разнообразен по формам.

Все вы наверняка видели водоросли. Где?

— В аквариуме, в реке, на море.

— А из рассказов ребят, где ещё можно встретить водоросли?

— На снегу, во льдах, в горячих источниках.

— Посмотрите и скажите, где ещё живут водоросли?

ФИЛЬМ

— На деревьях, на камнях, на почве.

— Мы с вами говорили, что цветковые растения – высшие растения. Водоросли – низшие растения. Почему? Чем они отличаются?

Высшие растения

Низшие растения

Есть

органы →

Нет

корень,

стебель,

листья

ФИЛЬМ

тело – таллом

(слоевище ),

могут быть ризоиды – подобные корню

формы слоевища:

нитевидные – кустовидные – пластинчатые

(подобрать название под рисунок)

Водоросли

Одноклеточные

ФИЛЬМ

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной.

Хламидоманада

хроматофор – «носитель окраски», органоид, содержащий хлорофилл.

Многоклеточные

ФИЛЬМ

    Зелёные

    Бурые

    Красные

Водоросли

ФИЛЬМ

Цветковые растения

В хроматофоре

хлорофилл

В хлоропластах

Размножение

Половое

ФИЛЬМ

При неблагоприятных условиях

— Путём слияния двух 2 гамет и последующего нового деления

Гаметы – это….

Зигота – это ….

Бесполое

ФИЛЬМ

При благоприятных условиях

— Путём образования зооспор

Зооспоры – это ….

Лабораторная работа «Размножение одноклеточных водорослей».

    Осторожно вместе с тонким слоем субстрата срежьте ножом скопление одноклеточных водорослей, образующих зелёный налёт на коре деревьев (со стенки цветочного горшка)

    Положите кусочек коры с налётом в воду на 1-2 мин и поместите по сильный электрический свет на 15-20 мин.

    Понаблюдайте, изменился ли цвет колонии водорослей, запишите это в тетрадь.

    Осторожно соскоблите препаровальной иглой едва заметное количество водорослей на предметное стекло, капните воды и покройте препарат покровным стеклом.

    Рассмотрите невооружённым глазом и запишите, что вы видите.

    Затем рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа, зарисуйте увиденное.

    Поставьте препарат под большое увеличение, рассмотрите и так же зарисуйте увиденное.

    Поищите на препарате водоросли, собранные «пакетиком», делящиеся клетки водоросли, зарисуйте их, подпишите весь рисунок. Водоросль назовите.

Водоросли – автотрофы. Что это значит?

— А водоросли вредные или полезные?

ФИЛЬМ

— А где ещё используются водоросли?

3. Закрепление

— Что это?

ФИЛЬМ «Тина» — скопление различных нитчатых водорослей

ФИЛЬМ водные растения – у них есть стебель, листья, корень

Вывод: не все растения, обитающие в воде, водоросли

ФИЛЬМ

4. Итог урока

Водоросли – это низшие споровые растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хроматофоры с пигментами. Поглощение необходимых веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Они снабжают атмосферу земли кислородом. Составляют важное звено в цепочке взаимосвязей живых организмов.

Домашнее задание.

Источники информации:

1. Ботаника. Учебник для 5-6 кл. Корчагина В.А.

2. Видеофильм «Водоросли» (Леннаучфильм)1987 г.

3. http://c1gas2org.wpengine.netdna-cdn.com/files/2009/07/algae.jpg — нитчатые водоросли

4. http://www.hyscience.com/archives/brown%20seaweed.jpg – кустовые водоросли

5. http://s.primamedia.ru/f/big/136/135372.jpg — пластинчатые водоросли

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Понятие о систематике растений

Систематика – наука о классификации Основоположником научной систематики является шведский ученый Карл Линней (1707-1778гг.). К. Линней в XVII в. ввел двойные, или бинарные названия видов. В 1753 г. Он опубликовал большой труд «Виды растений», где впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.

Первое слово, обозначаемое существительным, показывает принадлежность растения к роду Второе, обозначаемое прилагательным, - собственно видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода Смородина черная – смородина красная Ribes nigrum – Ribes rubrum Береза повислая – береза пушистая Betula pendula – Betula pubescens Один род - Ribes Один род - Betula

Систематика – раздел биологии, выявляющий родство растений, разрабатывающий принципы классификации растений и осуществляющий саму классификацию (т.е. распределение растений по группам разного ранга).

Царство – самая большая группа растений, заключающая в себе все растения, существующие на Земле. Основной единицей классификации является вид. Вид →род → семейство → класс → отдел → царство

Классификация групп царства Растения

К одному виду относятся родственные между собой растения, близкие по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться между собой и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей.

Водоросли и их значение

Водоросли - самые древние растения на Земле. Мир водорослей огромен по численности и многообразен по формам Doushantuophyton cometa - один из видов водорослей, обнаруженных в слоях формации Ланьтянь; дихотомически ветвящийся

Преобладающее большинство из них живет в пресной и соленой воде, некоторые произрастают в наземно-воздушной среде, располагаясь на стволах деревьев, каменных стенах, на поверхности почвы и даже снега и льда. Многие живут в почве и в сточных водах городских канализаций

Значение водорослей Являются основными образователями кислорода и органических веществ в природе Формируют донные отложения (полезные ископаемые) Приводят к заболачиванию водоемов Являются пищей для водных животных и человека (ламинария) Биологическая очистка сточных вод

Среди водорослей выделяют отделы: Зеленые водоросли (около 20000 видов) Бурые водоросли (1500 видов) Красные водоросли (4000 видов) Диатомовые водоросли (диатомеи) Харовые водоросли. Наука о водорослях - альгология. Отцом отечественной альгологии считают русского академика С.Г. Гмелина (1745-1774) Общая характеристика Водоросли Одноклеточные Многоклеточные

Зеленые водоросли

Хламидомонада

Вольвокс

Значение зеленых водорослей Водоросли очень важные продуценты, с которых начинается большинство пищевых цепей. Зеленые водоросли вносят определенный вклад в работу микроорганизмов по очистке сточных вод. Некоторые водоросли (хлорелла) будут использоваться во время космических полетов.

Бурые водоросли (ламинария) Бурые водоросли. Ламинария

Макроцистис

САРГАССУМ

Красные водоросли Красные водоросли Красные водоросли (багрянки)

Полисифония

Значение красных водорослей Из них получают агар-агар, который применяется в косметическом производстве - добавляют в мази, зубные пасты, кремы для рук, в пищевой промышленности – для приготовления желе, суфле, пастилы, мармелада, мороженого и других продуктов. Получают йод, калиевые соли, спирт, уксусную кислоту.

Диатомовые водоросли

Диатомеи

Значение диатомовых водорослей Для этих водорослей характерно особое строение клеточной оболочки, в которой содержится кремний. После гибелей клеток остатки диатомей падают на дно морей и озер и образуют большие отложения, где содержится 90%-кремния. Отложения диатомей используют как фильтрующий материал (при получении сахара и осветлении пива). Водоросли служат наполнителем при изготовлении красок или бумаги и как изоляционного материала.

Значение харовых водорослей Они служат основным кормом для водоплавающих птиц. Харовые смягчают жесткую воду. Там, где растут они, меньше комариных личинок. Ученые используют их для проведения различных опытов.

Строение водорослей Тело не расчленено на корень, стебель и листья, а представлено слоевищем, или талломом. Нет органов и тканей. В клетках тела присутствует хлорофилл и другие пигменты, обеспечивающие фотосинтез. Хлорофилл находится в хроматофорах.

Одноклеточные водоросли Особенностью одноклеточных водорослей является то, что их тело состоит из одной единственной клетки. Вот почему одноклеточным водорослям свойственны черты и отдельной клетки, и организма.

Строение одноклеточной водоросли хламидомонады

Размножение водорослей Водорослям свойственно как бесполое, так и половое размножение. Эти способы размножения у разных водорослей представлены по-разному

Бесполое размножение Под оболочкой материнской клетки образуются четыре клетки – споры со жгутиками – зооспоры. Зооспоры способны самостоятельно передвигаться, что способствует расселению. Дорастая до размеров материнской клетки, дочерние способны приступить к бесполому размножению Половое размножение Происходит при неблагоприятных условиях Участвуют несколько особей, которые образуют гаметы. выйдя из оболочки материнской клетки, они сливаются попарно с гаметами других особой Образуется зигота, которая покрывается толстой оболочкой. При наступлении благоприятных условий из зиготы образуется новое поколение водорослей.

Биологическое значение полового размножения: При половом размножении потомство наследует признаки обоих родителей, приобретает новое сочетание наследственных свойств, а это увеличивает его шансы на выживание

Спасибо за урок!

Предварительный просмотр:

Тема урока: Водоросли и их значение. Многообразие водорослей

Задачи

Образовательные:

Способствовать знакомству учащихся с многообразием водорослей, их классификацией, распространением на Земле, значением в природе и жизни человека. Закрепить и актуализировать полученные знания о водорослях и применять их в выполнении различных заданий.

Развивающие:

Продолжать обучение, работать с дидактическими материалами, дополнительной литературой (при подготовке к уроку), развивать культуру устной речи.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда, формированию коммуникативных умений, экологического мышления, ответственного отношения к природе.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать : разнообразие и места обитания водорослей, их биологическое значение; строение и жизненный цикл одноклеточных водорослей.

Уметь : называть характерные отличия водорослей, раскрыть особенности размножения и развития водорослей; показать значение водорослей в природе и жизни человека; дать представление о систематике водорослей;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; микроскопы на каждый стол; культура живых одноклеточных водорослей; многоклеточные водоросли из аквариума; гербарий «Водоросли».

Ход урока

1. Актуализация знаний

Беседа по вопросам:
- На какие две группы в зависимости от строения можно разделить все растения?
- Что лежит в основе такой классификации?
- Какие растения относятся к группе низших растений?

2. Изучение нового материала

2.1 Водоросли

Мы начинаем изучение новой темы – водоросли.

Водоросли – большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов. Мы познакомимся с представителями только трёх отделов: отдела зелёные водоросли, отдела бурые водоросли и отдела красные водоросли.

2.2 Сообщение темы и целей урока

2.3 Среда обитания водорослей

Вы, наверное, неоднократно видели водоросли. Где обитают водоросли?

Беседа с учащимися. Обобщение учителя .

Чаще всего водоросли обитают в воде (отсюда и название). В каких водах могут жить водоросли? (Ответы учащихся)

Водоросли живут в пресных и солёных водоёмах. Могут жить в стоячей воде (пруды, озёра) и в проточной воде (реки). А где ещё встречаются водоросли? (Ответы детей)

Водоросли могут также обитать на влажной почве, на коре деревьев, растущих во влажных местах.

Демонстрация натуральных объектов водорослей в аквариуме, на коре деревьев, на поверхности почвы в цветочном горшке с комнатным растением .

2.4 Особенности строения водорослей

Тем не менее, жизнь водорослей тесно связана с водой. Вы, наверное, слышали о том, что вся жизнь на Земле зародилась в воде. Водоросли – одни из самых древних растений на земле, поэтому они имеют наиболее простое строение и относятся к низшим растениям.

Каковы характерные признаки водорослей, как низших растений? Они не имеют дифференцированных органов- корней, стеблей, листьев. Тело водорослей (даже самых крупных) не разделено на отдельные органы, выполняющие определённые функции. У них нет отдельных фотосинтезирующих или поглощающих органов. Как вы думает, почему тело водорослей не дифференцировано на органы ?

Беседа .

Водоросль осуществляет эти функции всей поверхностью тела, которое называется таллом (или слоевище).

2.5 Одноклеточные водоросли

Среди водорослей есть как микроскопические одноклеточные водоросли, так и настоящие гиганты, достигающие в длину нескольких десятков метров.

2.5.1 Строение одноклеточных водорослей

Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием слайдов презентации «Водоросли» .

Изучение водорослей мы начнём с изучения одноклеточных зелёных водорослей. Наверное, вы неоднократно летом наблюдали цветение воды в мелких водоёмах. Вода приобретает зеленовато – изумрудный оттенок благодаря большому количеству одноклеточных водорослей, которые размножились там в благоприятных условиях. Если зачерпнуть в стакан воду из такого водоёма и рассмотреть эту воду под микроскопом, можно увидеть одноклеточные водоросли хламидомонаду и хлореллу.

Хламидомонада в переводе с греческого означает «простейший организм, покрытый оболочкой». Она имеет грушевидную форму тела, на переднем, более узком, конце тела находятся два жгутика два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто прозрачной оболочкой, под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром, красное светочувствительное тельце (глазок), две небольшие пульсирующие вакуоли, служащие водоросли для выделения избытков воды и ненужных веществ. Большую часть пространства клетки занимает хроматофор, содержащий пигмент хлорофилл, а также и другие пигменты.

Беседа .

О чём говорит наличие хлорофилла в водоросли? (ответ детей) Действительно, хламидомонада способна к фотосинтезу, то есть способна образовывать органические вещества из неорганических.

Как вы думаете, какое преимущество у свободно передвигающейся водоросли? (ответ детей) Верно, свободно передвигающейся водоросли легче найти благоприятные условия.

Какие условия будут наиболее благоприятными для фотосинтезирующей водоросли? (ответ детей) Правильно, светочувствительный глазок водоросли воспринимает свет, и с помощью жгутиков водоросль движется в сторону более освещённого места. Это явление стремления к свету называют положительным фототаксисом.

Лабораторная работа № 12 «Знакомство с одноклеточными водорослями из аквариума» .

Цель : знакомство с внешним видом одноклеточных водорослей

Оборудование и материалы : 1. Микроскоп, пипетка, препаровальная игла, предметные и покровные стекла. 2. Вода из аквариума с одноклеточными водорослями.

Ход работы :

  1. Приготовьте микропрепарат зацветшей воды из аквариума. Для этого с помощью пипетки возьмите каплю воды из аквариума.
  2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа.
  3. Пользуясь рисунками из учебника, найдите в исследуемой капле аквариумной воды одноклеточную водоросль (хламидомонаду или другого представителя).
  4. Фильтровальной бумагой с края покровного стекла уберите часть влаги. Рассмотрите водоросль при большом увеличении микроскопа.
  5. Рассмотрите строение, опишите окраску тела. Пронаблюдайте за тем, как работает пульсирующая вауколь. Зарисуйте водоросль и надпишите ее части.


    Тема урока: Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания, строение, роль в природе и жизни человека.
    Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ)
    Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, разнообразии, значении в природе и жизни человека, научить отличать водоросли от других растений.
    Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, их строением, значением, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.
    Задачи урока:
    Воспитывающая: развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе.
    Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.Обучающая: научить умению отличать водоросли от других растений, формирование представлений о строении, определение места их в органическом мире.
    Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, гербарии.
    Описание хода урока
    Название технологических этапов урока, их содержания Конспект урока
    1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
    - Там, где вырождаются растения, не может жить человек. Это высказывание принадлежит немецкому философу Гегелю (Слайд 1).
    - Ребята вы согласны с этим высказыванием? Почему?
    Ежедневно с лица Земли исчезает один вид растений, животных или грибов!!!
    Чтобы сохранить разнообразие растительного мира на Земле, что нужно делать?
    - А что нам нужно, чтобы знать, как правильно защитить растения (Необходимо знать их особенности). Какая наука поможет нам разобраться с эти вопросом? (Ботаника).
    Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем
    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
    Растения окружают нас с момента появления на свет. Сначала мы удивляемся каждому цветочку, каждому дереву, но потом все становится для нас привычным, и мы попросту перестаем все это замечать. Тем не менее, природа удивительна во всех своих проявлениях, и это – факт (Слайд 2).
    Мы говорили с вами, что ботаника это сложная и многоступенчатая наука, естественно, она изучает множество явлений из жизни растений, на какие отрасли её можно разделить?
    Учащиеся дают ответы: морфология растений, анатомия растений, физиология растений, систематика растений.
    (Слайд 3).
    Ребята, а что изучает каждая из этих наук (по ходу ответов учитель выясняет, изучали ли мы уже эту науку).
    Предполагаемые ответы: морфология растений изучает их внешнее строение, анатомия растений - внутреннее, физиология растений – жизнедеятельность, систематика растений – разделяет их на группы, в зависимости от степени их родства.
    (Слайд 4).
    Мы с вами сегодня будем расширять свои знания по систематике растений?
    Какие систематические категории выделяют?
    Царство
    Отдел
    Класс
    Порядок
    Семейство
    Род
    Вид (Слайд 5).
    Какое царство мы начали изучать на прошлом уроке? (Царство Растения).
    В чём принципиальное отличие растений от других живых существ? (Фотосинтез, наличие в клетках пигментов, выделение растительных гормонов, клеточная стенка, состоящая из целлюлозы, продукт обмена- клеточный сок, неограниченный рост).
    Все растения в зависимости от строения делят на две группы, какие? (низшие и высшие).
    А какие отделы в этом царстве можно выделить? (Отделы Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные,(Цветковые). (Слайды 6 – 11) (В основе слайдов 7,10,11 использован материал из интерактивного учебного пособия «Наглядная биология. Растение – живой организм»)
    На ваш взгляд, какой из этих отделов самый простой (Отдел Водоросли)?
    Как называется наука о водорослях? (альгология)
    Следовательно, о какой группе растений мы сегодня будем разговаривать (О водорослях)?
    Что вы уже знаете про эту группу растений?(Тело может состоять из одной клетки или из множества клеток. Тело многоклеточных низших растений называют талломом. У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения. К ним относятся водоросли).
    Ребята, а что вы еще не знаете о водорослях? (Где они обитают, какие они бывают, какую они играют роль в природе и жизни человека).
    Как будет звучать тема сегодняшнего урока. (Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей и строение. Роль водорослей в природе и жизни человека). (Слайд 12) А цель нашего урока (дать общую характеристику водорослей, познакомиться с их разнообразием, средой обитания, строением, узнать их значение). (Слайд 13).
    Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию). Регулятивные УД – работать в соответствии с предложенным планом.
    3.Выявление места и причины затруднения.
    Ребята, прочитав параграф на странице 58 ответьте на следующий вопрос: Где живут водоросли?
    Ребята, чтобы дать полную характеристику водорослей, что для этого мы должны сделать? (составить план)
    Познавательные УД – применять умения перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.
    4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
    Итак, нам необходимо составить общую характеристику водорослей.
    1.Если мы с вами представим, что попали на морское дно (Слайд 14), мы увидим огромное разнообразие водорослей. И прежде чем начать их изучать, мы должны знать, сколько видов водорослей есть на нашей планете. Поэтому первый пункт нашей характеристики «Количество видов».
    2.Но у каждой из водорослей есть свой дом, поэтому изучая какую-либо группу нам необходимо знать, где они живут. Следующий пункт характеристики (Место обитания).
    3.Если мы вернёмся к нашему воображаемому морскому дну, то увидим что, одни водоросли будут крошечными, невидимыми человеческому взгляду, другие огромные, ветвящиеся (Слайд 15). Поэтому третий пункт нашей характеристики (Размер).
    4.Расмотрите рисунки учебника на странице 62-64 и скажите: Какие могут быть водоросли? Следующий пункт нашей характеристики (Внешнее строение).
    5.Если водоросли относятся к растениям, то какой способ питания у них будет? Значит следующий пункт характеристики у нас будет (Питание).
    6. Увеличение числа особей может только в результате размножения. Шестой пункт нашей характеристики будет (Размножение).
    7.Следующий пункт нашей характеристики это разновидности водорослей. Мы будем делить их двумя способами.
    Одноклеточные, колониальные, многоклеточные (Слайд 16-17)
    Зелёные, бурые, красные.
    Рассказ учителя. Беседа с учащимися о том, почему у водорослей разный цвет.
    Увеличение числа особей может только в результате размножения. Это может происходить разными способами: половым и бесполым путем.
    Бесполое размножение. Происходит без образования специализированных половых клеток (гамет) и для его осуществления необходим только один организм.Существует несколько типов бесполого размножения:деление клетки надвое; колониальные формы - распад колоний; многоклеточные водоросли - фрагментация и распад нитей.. Некоторые бурые водоросли образуют на талломах так называемые "веточки", которые, обламываясь, дают начало новым слоевищам. У некоторых водорослей на ризоидах образуются клубеньки, которые после периода покоя прорастают в новое растение. Спорообразование. Споры развиваются в специальных клетках, называемых спорангиями. Подвижные споры, обладающие жгутиками, называются зооспорами.
    Половое размножение. Процесс образования дочернего организма в результате слияния двух клеток, имеющих гаплоидный набор хромосом данного вида. В результате образуется диплоидная клетка - зигота, из которой развивается новая водоросль или формируются зооспоры.
    Итак, наш план будет выглядеть следующим образом (Слайд 18):
    Количество видов
    Место обитания
    Размеры
    Внешнее строение
    Питание
    Размножение
    Разновидности
    Теперь, пользуясь данным планом, мы с вами можем составить общую характеристику водорослей? Да.
    А чем для этого нам необходимо воспользоваться?
    (Учебником, дополнительной литературой)
    Дополнение учителя:
    Существуют также бесцветные водоросли, которые питаются гетеротрофно. Синезеленые водоросли (цианобактерии), будучи прокариотами, находятся в царстве Бактерий, эукариотические группы водорослей - в царстве Растений.
    Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

    5.Реализация построения проекта.
    Для составления характеристики нам необходимо выполнить задание 1 в дидактической карте.
    Задание выполняется с использованием учебника §12 и дополнительной литературы.
    Разновидности водорослей обсуждаются подробнее, в виде диалога.Учащиеся выполняют задание. Меняются тетрадями и проверяют друг у друга правильность ответов, выставляя оценки. (Слайд 19)
    Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.
    6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
    Задание дается группам учащихся.Дать характеристику водорослям по следующим параметрам:
    Представители, особенности строения, место обитания
    1 гр. Одноклеточные водоросли.(стр.58-60)
    2 гр. Многоклеточные зеленые водоросли.
    3 гр. Многоклеточные бурые водоросли.
    4 гр. Многоклеточные красные водоросли. (Слайд 20-23)
    Физ. минутка(движение водорослей при течении)


    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
    . Значение водорослей (Слайд 24-25)
    в природе в жизни человека стр.65-66
    (В природе: корм для рыб, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, который растворяется в воде и выделяется в атмосферу)
    В жизни человека: использование в химической промышленности- получение йода, калийных солей, целлюлозы, спирта и других продуктов; удобрение, корм скоту, студенистое вещество добываемое из красных водорослей агар-агар используют в кондитерской, хлебопекарной, бумажной, текстильной промышленности, принимают в пищу, очистка сточных вод).
    Водоросли относятся к растениям: выделяют кислород, создают органические вещества (обеспечивают кислородом все живые организмы, используются в пищу животными и человеком), значит их нужно беречь.
    Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.
    Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.
    Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.
    8.Включение в систему заданий повторения.
    Мы знаем, как устроены высшие растения, они имеют органы: корень, стебель, листья. Сравнить со строением водорослей. (Водоросли не имеют органов, тело состоит из одинаковых по строению и функциям клеток- слоевище.) Но водоросли относятся к растения, почему? (Пластиды зеленого цвета содержат хлорофилл, способны к фотосинтезу.)
    У каких симбиотических организмов тело тоже представлено слоевищем? (лишайников).
    Отгадайте загадку: (Слайд 26)
    Вошли мы в речку босые, а стали вдруг обутые:
    Русалочьи косы ноги запутали.
    Что это такое? (тина, водоросли, спирогира). (Слайд 27)
    Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема? (Избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилие света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений, гибель рыб и других обитателей водоема)
    Реши кроссворд. (Слайд 28)
    1.Зеленаая нитчатая водоросль.
    2.Морская капуста.
    3.Способ питания водорослей.
    4.Другое название красных водорослей.
    5.Группа отделов низших растений.
    5.
    в о д о 2.
    л 3.а р а в о м т 4.
    б
    1.с п и р о г и р а
    л н т г
    и а р р
    р о я
    и ф н
    я ы к
    и
    (Слайд 29)
    (задание 3 в дидактической карте).
    Выбери верные утверждения.(Слайд 30)
    1.Водоросли- древнейшие представители растительного мира.
    2.Важным условием для жизни водорослей является наличие воды.
    3.В почве водоросли не встречаются.
    4.Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья.
    5.Большинство водорослей- автотрофы.
    6.Водоросли размножаются только бесполым путем.
    7.Водоросли размножаются бесполым путем в благоприятных условиях.
    8. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50м.
    9.Бурые водоросли обитают только в арктических морях.
    10.Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры.
    (Верные утверждения 1,2,5,7,8) (Слайд 31)
    (задание 4 в дидактической карте).
    Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.
    9-10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
    Домашнее задание.
    Что было интересно на уроке? Какие задания у вас вызвали затруднения?
    Домашнее задание: (Слайд 32)
    Выписать определение в тетрадь стр. 72.
    Подготовить презентацию об использовании водорослей человеком.
    Сочинить сказку, кроссворд, загадку.
    Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе.
    Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 7 класса.

    Тема: Разнообразие и значение водорослей .

    Учитель Володина Татьяна Олеговна.

    Цели урока:

    1. Обучающая: систематизировать знания учащихся об особенностях организации водорослей; Развивать умения сравнивать, логически мыслить, выступать публично, узнавать водоросли на картинках.
    2. Развивающая: продолжить формирование умения распознавать изучаемые водоросли.
    3. Воспитательная: продолжить развитие интереса к процессу познания природы.

    Задачи урока:

    1. Обобщить знания о низших растениях.
    2. Повторить общие сведения о водорослях.
    3. Изучить различные отделы водорослей.
    4. Узнать о значении водорослей в природе и жизни человека.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Постановка целей и задач.
    3. Проверка знаний и умений.
    4. Изучение различных отделов водорослей
    5. Подведение итогов урока.
    6. Рефлексия.
    7. Вывод.
    8. Оценки за урок.
    9. Домашнее задание.

    Проверка знаний и умений.

    Задание №1 « Третий лишний»

    Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор.

    Понятия: бесполое размножение, споры, гаметы , спорофит, благоприятные условия.

    Задание №2. Работа с понятиями (дайте определение термину)

    Слоевище, ризоиды, спорофит, гаметофит, светочуствительный глазок, хроматофор.

    Задание №3. « Слова – перевертыши»

    Составьте известные понятия из слогов:

    «спо – зо – о – ры », «го – та – зи», «зо – ды – и – ри», « ме – га – ты», «ще – ви – сло – е»

    Задание №4. Работа с сигнальными карточками. Да – зеленая, Нет – красная.

    Раздаются бланки для выполнения работы.

    №вопроса

    ответ

    1. Водоросли - это низшие растения?
    2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
    3. Водоросли имеют органы?
    4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
    5. По способу питания большинство водорослей автотрофы?
    6. Водоросли живут в симбиозе с грибами?
    7. Ризоиды – это корни водорослей?
    8. Клетка водоросли имеет ядро?
    9. При половом размножении образуются гаметы?
    10. Споры – это клетки помогающие водорослям перезимовать?

    По результатам работы поставьте себе оценку 9 – 10 – «5» баллов

    6 – 8 – «4» балла

    4 – 5 – «3» балла

    Бланки передали на первые парты.

    А сейчас вы узнаете, какие существуют отделы водорослей, представителей этих отделов и, какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека.

    Отдел Зеленые водоросли.

    Окраска таллома зеленых водорослей отражена в названии этой группы. Хроматофор содержит пигмент хлорофилл. Число видов -13 тысяч. Распространены в пресных и соленых водоемах, местах повышенной влажности.

    Запасные питательные вещества крахмал и масла.

    Зеленые водоросли.

    Одноклеточные Колониальные Многоклеточные

    Хламидомонада Вольвокс Нитчатые водоросли

    Хлорелла Ульва, Хара

    Значение зеленых водорослей.

    • Образуют тину и заросли, в которых живут обитатели водоемов;
    • Питание для водных обитателей;
    • Хламидомонада снежная окрашивает снежные склоны гор в яркие цвета;
    • Очистка сточных вод;
    • На космических станциях.

    Сообщение - презентация (творческая работа) тема «Хлорелла и её использование человеком»

    Отдел Красные водоросли (Багрянки)

    Своеобразие красных водорослей заключается в наборе пигментов. Хроматофор багрянок содержит особые пигменты: красных – фикоэритрин и синий – фикоцианид. От соотношения этих пигментов зависит окраска таллома от малиново – красной до голубовато – стальной. Запасное питательное вещество багрянковый крахмал, который откладывается вне хроматофоров. Общее число видов - 4 тыс. видов. Слоевище в виде кустиков – многоклеточные ветвящиеся нити. Это самая большая группа бентоса (придонная растительность).

    Представители

    Анфельция Порфира

    Делессерия Филлофора

    Значение Красных водорослей:

    1. Употребление в пищу (страны Восточной Азии)
    2. Корм для овец в Норвегии
    3. Сырьё для получения агар - агара
    4. Основа бентоса в тропических и субтропических широтах.

    Отчет по исследовательской работе « В каком виде водоросли приходят к нам на стол?»

    Отдел Бурые водоросли.

    Это исключительно многоклеточные, сравнительно высокоорганизованные организмы различных размеров. Численность1500 видов. Окраска от оливково – желтой до бурой. Хроматофор содержит пигменты хлорофилла и каратиноиды (цветные). Распространены в морях и океанах всего мира, как на мелководье, так и вдали от берегов.

    Представители: фукус пузырчатый, ламинария (достигает в длину 60 м), макроцист, аскофиллум, цистозейра.

    Значение:

    1. Образуют обширные заросли, убежище для морских обитателей.
    2. Важный компонент фитобентоса;
    3. Источник органического вещества в прибрежной зоне (детрит – прибрежный ил);
    4. В промышленности извлекают соли калия, йода, брома, альгиновую кислоту;
    5. Пищевое, кормовое и диетическое значение;
    6. Косметология.

    Рассказ о Саргассовой водоросли.

    Давайте перенесёмся в центр Атлантического океана, где почти в центре у Антильских островов есть море без берегов. Его образовали водоросли. Течение здесь слабое, поэтому они скопились в большом количестве.

    В 1492 году Х. Колумб плыл на своей шхуне Санта Мария в поисках короткого пути в Индию. Путь был долог и нелегок. Вдруг смотрящий с мачты крикнул «Земля!!!». Но каково было разочарование моряков, когда они увидели огромный «водяной луг» из плавающих водорослей. Их воздушные пузыри были похожи на грозди мелкого винограда сорта «Саргацо». Так это море получило название Саргассово. Эти водоросли способны жить и размножаться на плаву!

    Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с различными отделами водорослей. Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали о водорослях?

    Какое значение они имеют в природе? В жизни человека?

    Важны ли водоросли в жизни нашей планеты?

    А теперь я предлагаю вам поработать в парах и на основе полученных знаний отгадать кроссворд, первые три пары получают оценку.

    “Кроссворд”

    По вертикали:

    1. Бурая водоросль.
    2. Красная водоросль, употребляемая человеком в пищу.
    3. Водоросль, которая может развиваться на поверхности льда и снега.
    4. Особые выросты водорослей, служащие для их прикрепления к грунту.
    5. Нитчатая водоросль.
    6. Колониальная зеленая водоросль.
    7. Что образуется в водоемах из зеленой водоросли спирогиры?
    8. Как еще называются красные водоросли?

    По горизонтали:

    1. Органоид передвижения одноклеточных водорослей.
    2. Какие вещества определяют окраску водорослей?
    3. Тело водорослей.
    4. Органоид водорослей, содержащий хлорофилл.
    5. Группа водорослей, клетки которых располагаются в один ряд друг за другом.
    6. Какую бурую водоросль называют “морской капустой”?
    7. Подвижные клетки со жгутиками, образующиеся при бесполом размножении водорослей.
    8. Зеленая водоросль, называемая “морской салат”.
    9. Самые глубоководные водоросли.

    Ответы: По вертикали: 1 – Фукус; 2 – Порфира; 3 – Хламидомонада; 4 – Ризоиды; 5 – Улотрикс; 6 – Вольвокс; 7 – Тина; 8 – Багрянки. По горизонтали: 1 – Жгутик; 2 – Пигменты; 3 – Слоевище; 4 – Хроматофор; 5 – Нитчатые; 6 – Ламинария; 7 – Зооспоры; 8 – Ульва; 9 - Красные.

    Вывод : Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности. Надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.

    Оценки за урок………

    Домашнее задание…….

    Спасибо за урок!

    Владимирская область

    Петушинский район

    МБОУ Вольгинская СОШ

    Разработка открытого урока

    Тема: Значение и разнообразие водорослей.

    Учитель биологии Володина Татьяна Олеговна